Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.


На главную страницу Библиотеки

Петрунин Ю.П. "Оскорбительные надписи и портрет прачки на рублевых монетах Екатерины I. Версия их происхождения".

Петрунин Ю.П. "Оскорбительные надписи и портрет прачки на рублевых монетах Екатерины I. Версия их происхождения".

Сразу следует оговориться: эпитет и сравнение, использованные в названии, придуманы не автором настоящих строк. Но об этом ниже.
Рублевики с ошибкой в титулатуре (САМОДЕР(Ж)ИЦА - пробущена буква Ж, и САМОДЕЖ(Р)ИЦА - пропужена буква Р) давно стали христоматийными и всегда пользовались особым спросом у коллекционеров. Собиратели  не одного поколения удивлялись - как такие монеты могли попасть в обращение и “списывали” причину их появления на малограмотность резчиков и невнимательность минцмейстеров. Требовал объяснения и факт чеканки монет высокого достоинства, на которых портрет  императрицы вызывал нарекания. Настолько изображенная персона была не похожа на российскую императрицу.
Внешняя привлекательность  Екатерины I неоднократно подчеркивалась ее современниками и единодушно подтверждена историками. Дошедшие до наших дней живописные портреты императрицы убеждают зрителя в правоте этих наблюдений.
Вместе с тем богатая монетная иконография Екатерины I вступает в противоречие с мнением историков и художников. Пожалуй лишь изображение императрицы на так называемых траурных рублях живописует изящную светскую даму с привлекательными чертами лица, обворожительной шеей и  прелестными полуобнаженными плечами. Элегантное  и лишенное навязчивого декора платье,  со вкусом подобранная прическа усиливают приятное впечатление от портрета.
Последующая смена монетного типа сопровождалась чеканкой рублевиков, на которых изображение Екатерины I неоднократно претерпевало различные метаморфозы.  Степень изменений в начертании портрета зависела от монетного двора. Красный монетный двор в Москве на протяжении всего царствования Екатерины I стабильно выпускал добротную в иконографическом плане монету, на которой портрет императрицы хотя и не вызывал восторга, однако с завидным постоянством демонстрировал приятный абрис и  сочные пластические формы. Среди рублевиков московского происхождения трудно отыскать экземпляры с гротескным изображением августейшего персонажа.
Вместе с тем в период царствования Екатерины I  и особенно в 1727 году из-под штамповочной машины наряду с привычными для глаза монетами выходили экземпляры с портретом императрицы, наделенным грубыми  непривлекательными чертами лица. Один из таких рублевиков изображен на рисунке 5.
Причины появления монет с искаженным изображением правителя исследователи традиционно связывали с работой копиистов, чье мастерство было значительно ниже  такового у профессиональных резчиков.
Ситуация с уродливым изображением венценосного персонажа на государственных монетах высокого достоинства приобретает характер интриги, если принять во внимание предусмотренные  суровые кары нарушителям.
Ослушание прямой дорогой вело на дыбу. Портреты государей и членов высочайшей фамилии надлежало “писать  искусным и свидетельствованном в добром мастерстве живописцам со всякою опасностию и прилежным тщанием”.
Почему же в условиях казалось бы строжайшего контроля, под угрозой быть жестоко наказанными или вовсе лишиться жизни  монетчики выпускали в обращение  рублевики с крамольными ошибками  и грубыми топорно изготовленными портретами? Ответ, вероятно следует искать в исторических обстоятельствах, породивших изготовление монет, на которых императрица Екатерина I похожа по выражению Р. Зандерса на прачку,  чьи изображения “кажутся беспричинно оскорбительными”.
В 2005 году А.В. Храменков впервые опубликовал интересный архивный документ под №8 от 1727 г. июля 7. - Из протокола Берг-коллегии “о перепечатании крушков в монеты”.  Из документа следует, что Верховному Тайному Совету  незамедлительно “для нужнейших расходов весма потребна немалая сумма денег. Того ради, чтоб готовыя на здешнем монетном дворе крушки как скоро возможно перепечатать в манету, какие штемпели есть налицо”.
Авторы приказа понимали, что большой объем чеканки требует немалого количества штемпелей, на изготовление которых необходимо время. Поэтому в документе  предписывалось “ежели новые не изготовлены, то хотя старыми штемпели с персоною и титулом блаженныя и вечнодостойныя памяти Ея Императорского Величества, какие налицо есть, и поспешать денно и ночно”. Иными словами Верховный Тайный Совет (читай Меншиков) приказал осуществлять чеканку монет любыми штемпелями вне зависимости от их  качества - лишь бы на монетах был портрет императрицы и соответствующая титулатура.
Зададимся вопросом: какие штемпеля могли находится на складе? Ведь хорошо известно, что штемпель - инструмент дорогостоящий и труден в изготовлении. Квалифицированному резцику требовалась в среднем неделя, чтобы изготовить один экземпляр. По этой причине штемпеля эксплуатировались до полного истощения  ресурса. Нумизматы знают многие монеты  начала XVIII века со следами трещины на штемпельном отиске. В условиях перманентного дефицита штемпелей не допустить к чеканке и положить на полку можно было лишь штамповочные инструменты, которые  выбивали монеты с грубыми ошибками в надписи или непотребным изображением императрицы.
И таковые существовали. Среди них упомянутые уже экземпляры с ошибками в слове САМОДЕРЖИЦА и неудачными портретами царицы. Монетчики неоднократно в различных документах получали инструкции вырезать штемпеля “дабы персона Ея Величества была самою чистою работаю”. Естественно штемпеля, на которых портрет императрицы получался явно искаженным, отбраковывались.  Вероятно, что некачественные штемпеля изготовлялись подмастерьями и учениками. На Петербургском монетном дворе тогда трудились высококвалифицированные “штемпельного дела мастера” А. Шульц, Г. Рейбиш, О. Калашников., которые резали превосходные портреты монархов. Трудно представить, чтобы упомянутые, оберегающие свой престиж, медальеры могли изготовить примитивный экземпляр. Не мог сделать такого орла и Ф. Медынцев, который специализировался на гравировке оборотной стороны монет и создавал прекрасные образцы штемпелей.  В тоже время обучались ремеслу  Л. Дмитриев, А. Иванов, М. Андреев, И. Суходолов и др. Возможно из-под неумелого резца учеников и выходили подобные экземпляры.
На полку могли быть положены и штемпеля, изготовленные в процессе поиска нового монетного типа, которые в итоге не были утверждены к массовому выпуску. Примером могут служить экземпляры, на оборотной стороне которых изображен орел с “сорочьим” хвостом. Подобная новация не вписывалась в представления о российском гербовом орле и, повидимому, была отклонена. Таким образом можно представить  штемпеля какой категории не были задействованы в производстве с 1725 по 1727 г. и стали востребованы по приказу Меншикова. Видимо светлейший князь заранее давал индульгенцию монетчикам за изготовление продукции, выражаясь современным языком, “порочащей честь и достоинство”  персоны  “Ея Величества”.
Повинуясь приказу,  монетчики извлеки все имевшиеся в запасниках штемпели, в том числе  с ошибками и неудачные с  художественно-эстетической точки зрения   экземпляры и запустили монетный стан.
Приказ Меншикова, исходивший от имени Верховного Тайного Совета имел официальное “прикрытие”.  В упомянутой выше работе А.В. Храменков приводит документ, извлеченный из фонда Российского государственного архива древних актов (РГАДА), который свидетельствует, что  якобы усопшая императрица обещала цесаревне Анне Петровне миллион и что часть обещанной суммы в размере двухсот тысяч рублей необходимо отдать срочно.
Мало верится в официальную версию причин столь поспешной и масштабной чеканки монет. История донесла до наших дней отношение Александра Даниловича к  деньгам в том числе и к чужим.
Таким образом можно предположить, что за монетами Екатерины I, на которых присутствуют грубые ошибки в написании титулатуры императрицы или изображен портрет с откровенно грубыми чертами лица, маячит тень некогда могущественного светлейшего княза А.Д. Меншикова.

Задать вопрос автору в "Книге Почетных Гостей"


Автор:  Петрунин Ю.П.
Прочитано 10758 раз(а)

Смотрите другие статьи по ТЕМАМ:

Монеты России 1700-1917 серебро

На главную страницу Библиотеки

Другие статьи автора:

Петрунин Ю.П. "Нарвская конфузия"

Петрунин Ю.П. "Рубль Иоанна Антоновича: почему портрет, а не вензель?"

Петрунин Ю.П. "Северная война. Начало войны. Капитуляция Дании. Травентальский мир".

Все статьи автора


Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях






  Маркетъ-плейсъ СМ:

Монеты царской (императорской) России до 1917 Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, Новой России с 1992  Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России Подарочные и коллекционные наборы Боны России 1769-2024 Антиквариат Литература по коллекционированию. Книги и каталоги Аксессуары для хранения и работы с коллекцией

 Нумизматический клуб "Старая Монета" - победитель в номинации "За продвижение нумизматики в сети интернет".   Сайт "Старая Монета" - знак высокой степени вовлеченности и лояльности пользователей по данным Яндекса