Продолжая историю, связанную с подделками денежных знаков, обращавшихся на территории Великого княжества Финляндского, на этот раз поговорим о банкнотах.
Почти сразу после утверждения собственной денежной единицы для Великого княжества Финляндского, даже несколькими годами ранее выпуска собственных монет, для организации чеканки которых требовались постройка и оснащение полноценного монетного двора, государственный банк Великого княжества приступил к выпуску бумажных денег достоинством в 1, 3, 5, 10, 12 (выпуск образца 1862 г., о нём мы ещё вспомним далее), 20, 40 (после выпуска с датировкой 1862 было принято решение о целесообразности печатания 50-марочников), 100, а также (с 1878 г.) 500 и (с 1909 г.) – 1000 марок.
Внешний вид их коллекционерам хорошо известен, хотя при необходимости, можно посвятить им отдельную статью, с выделением наиболее редких экземпляров.
Однако, со времени ввода в обращение самостоятельной финской валюты, помимо государственного банка Финляндии право выпуска собственных банкнот получили и некоторые наиболее солидные частные банки. В ноябре 1863 года правление Suomen Yhdyspankki - Föreningsbanken i Finland (Объединенного банка Финляндии, далее в статье будем называть его SYP), основанного 21 мая 1862 года, обратилось к суверену Финляндии – Александру II – с просьбой разрешить печатать и выпускать собственные банкноты в 25, 50 и 100 марок. Первая инициатива как обычно не увенчалась успехом, в том числе потому, что власти опасались, что эти предполагаемые банкноты будут конкурировать с банкнотами Банка Финляндии. Однако подвижки в пользу права частных коммерческих банков выпускать банкноты продолжались и, наконец, в январе 1866 г. в Финляндии был принят декрет, разрешавший коммерческим банкам выпускать собственные банкноты.
На своем заседании 3 марта того же 1866 года банковский комитет SYP решил испросить у императора разрешение на выпуск собственных банкнот, а также обсудил, сколько банкнот должно быть выпущено. Одна из идей заключалась в том, чтобы выпустить банкноты на сумму, соответствующую всему уставному капиталу, то есть на 3 миллиона марок. Другая позиция была более осторожной и считала достаточной сумму в 1,5 миллиона марок. Победила более осторожная позиция, и банковская делегация на своем собрании в мае 1866 года решила запросить разрешение на выпуск банкнот номиналом 5, 10, 25 и 100 марок.
Первые проекты банкнот были представлены на заседании банковского комитета в июле, но в то время он не согласовал проекты, подготовленные Фердинандом Фридрихом Христофором Тильгманом (1832-1911), немецким художником-графиком и основателем собственной типографии, долгое время работавшим по заказу Банка Финляндии, и попросил его же проработать более простые варианты оформления. Со временем данное решение сыграло злую шутку с его инициаторами…
После того, как 1 августа 1866 г. Сенат предоставил SYP право выпуска банкнот (эта дата стоит на титульном листе всех банкнот его выпуска), банк был обязан представить властям «проект и спецификацию внешнего вида и формы банкнот, а также указать в установленном порядке, в какой типографии, желательно в Гельсингфорсе, будут изготавливаться банкноты». Эти проекты были представлены Сенату в октябре 1866 года. Однако у сенаторов и влиявших на них лиц были опасения, что банкноты самого низкого номинала могут вытеснить официальные выпуски Банка Финляндии достоинством в 1, 3 и 12 марок. Как следствие, проектные 5 и 10 марок были заменены более крупными купюрами в 15 марок. Купюры в 25 и 100 марок были одобрены без проблем. По дизайну банкнота в 25 марок была принята как есть, а по номиналам в 15 и 100 марок Сенат запросил новые проекты для более корректного геральдического решения применительно к выпускам частного коммерческого банка.
После того, как были учтены все замечания, 21 ноября 1866 года Сенат наконец предоставил SYP право производить и выпускать собственные банкноты. Это решение было зачитано на заседании банковского комитета 5 января 1867 г., и в то же самое время уже была начата печать так, что в течение этого месяца заказчиком были получены первые партии банкнот (илл. 01).
Илл. 01. Банкнота SYP первого выпуска (1866 г.) достоинством в 25 марок
Как можно видеть, номиналы банкнот были указаны на шести языках – финском, шведском, русском, английском, французском и немецком, что их существенно отличало от трехъязычных банкнот Банка Финляндии, на которых все надписи были только на государственных языках Великого княжества. Эти денежные знаки, напечатанные в типографии Тильгмана, расположенной в Хельсинки, были выпущены в обращение в апреле 1867 года. Общее количество банкнот, напечатанных в рамках первого выпуска (1867 - 1881 гг.), было следующим:
15 марок – 110 200 шт.
25 марок – 78 600 шт.
100 марок – 9 000 шт.
Банкноты как первого, так и второго выпусков подписывались двумя членами банковского комитета (совета директоров), позже на них ставились подписи и других ответственных лиц. SYP отпраздновал запуск своих банкнот, передав образцы 15, 25 и 100 марок модели 1866 года с серийным номером 1 университету. В настоящее время они находятся в собрании Национального музея.
Начало истории кажется просто замечательным, как и большинства современных стартапов, однако спустя самое малое время она была омрачена появлением «Банка Киурувеси»… Это название было прозвищем, придуманным прессой, и отражающим тот факт, что в районе поселения Kiuruvesi было организовано почти промышленное производство подделок банкнот SYP. Судя по всему, печать осуществлялась непосредственно в Киурувеси, но подделки продавались дистрибьюторами партиями мелким дилерам по более низкой цене, которые уже занимались фактическим распространением по всей территории Финляндии. Основными причинами этого была техническая легкость подделки банкнот SYP образца 1866 года, а также чрезвычайно гуманное максимальное наказание в случае их поимки – 12 дней тюремного заключения с хлебом и водой или штраф в размере 76,80 марок. В случае подделки банкнот госбанка наказания были гораздо более серьезными, вплоть до нескольких лет каторжных работ или даже ссылки в Сибирь.
Так или иначе, но в конце 1870-х годов введение в денежное обращение подделок 15 и 100 марок SYP достигло уже почти промышленных масштабов. Как и первой части статьи, проследим развитие ситуации по газетным публикациям (далее по тексту будут сокращенные выдержки в переводе авторов со старофинского и шведского).
15.10.1878 Päijänne № 82
«Секретарь» и его помощники из «банка Киурувеси» прибыли на рынок Оулу для распространения банкнот SYP собственного производства номиналом 100 и 15 марок. Банкноты исполнены настолько хорошо, что обыватель не вдруг заметит, что они фальшивые. Автор заметки сам видел 15-марочники, довольно удачные по исполнению, но, возможно слишком темно-коричневого цвета. Деньги попали в руки полиции. Обвиняемые в распространении: Сильвестер Комулайнен, Паавали Италяйнен, Хейкки Кумпулайнен, Антти Мюкканен, Талок Саиса и Антти Ниска. Комулайнен, который, по-видимому, был основным распространителем, признался в суде, что пару лет назад он уже получал штраф за использование при оплате фальшивок.
Система, по-видимому, была устроена таким образом, что распространитель платил изготовителю 60 марок за 100-марочник и 10 марок – за 15-марочную банкноту. Это следует из показаний, данных Сильвестром Комулайненом. Несомненно, что виновники получат по заслугам: против них уже есть веские основания, так что сомнений в этом вопросе уже не может быть. <…>
Наша бдительная полиция настороже. Но пусть и каждый из нас будет осторожен, принимая без проверки 100- и 15-марочные банкноты Yhdyspankki!
Банкноты действительно начали встречаться, особенно на рынках, по всей Финляндии, и обывателям действительно следовало быть осторожными с банкнотами SYP! На иллюстрациях 02-04 показаны оригинальная и две поддельные банкноты достоинством в 15 марок. Обратите внимание на проработку деталей подделок. Вероятно, они вышли из под рук разных «мастеров»!