На главную страницу Библиотеки
Полная иконография рублей с портретом работы Б. Скотта. Ковалев А.С.
В 2019 году вышла статья, где был проведён глубокий ретроспективный анализ биографии и творческого наследия медальера Бенджамина Скотта [1]. В рамках данной работы и подготовки второй части «Каталога серебряных рублей императрицы Елизаветы I» [2] остановимся на четырёх основных разновидностях рублёвого портрета, созданных при непосредственном участии этого весьма талантливого и деятельного медальера.
Период основной деятельности Бенджамина Скотта на Санкт-Петербургском монетном дворе приходится на 1754-1757 годы. Нарастание напряжённости в Европе и дальновидность российских сановников приводит к тому, что перед началом Семилетней войны 1756-1763 гг. и вступлением в неё Российской империи заблаговременно осуществляется выделка огромных тиражей звонкой монеты. Так, на столичном Монетном дворе общий тираж серебряных рублей, изготовленных в 1754 году, составил 1 947 076; в 1755 году – 1 836 375; в 1756 году – 1 943 560, а в 1757 году общий тираж петербургских рублей составил 535 898 экземпляров [3]. Чтобы обеспечить такие объёмы производства 15 марта 1754 года Правительствующий сенат объявил о начале масштабных работ по ремонту, расширению и переоснащению Московского и Санкт-Петербургского монетных дворов [4]. Непростая задача стояла и у монетчиков, поскольку, для обеспечения таких грандиозных тиражей предстояло подготовить огромное количество штемпельных пар.
Отказ от классического петербургского монетного портрета завершился созданием совершенно нового художественного образа Елизаветы Петровны, выполненного в пластике малых форм. Он получился, пожалуй, самым миниатюрным из всех, созданных ранее на монетах со знаком «СПБ» – кукольную головку императрицы венчает небольшая корона в форме шапочки, под ней располагаются украшения из жемчугов и драгоценных камней, часть ушной раковины открыта, в мочке заметна серьга с драгоценным камнем, волосы распадаются локонами на плечи, бюст в богато расшитом платье, через плечо перекинута Андреевская лента, на императорской мантии, подбитой горностаем, заметны орлы, внизу, под рукавом на отвороте мантии заметны крохотные инициалы «B.S» (Benjamin Scott).
Восстановим хронологическую последовательность видоизменений монетного портрета. Среди петербургских рублей с датой «1754» в нумизматической литературе традиционно принято выделять два основных типа портрета: «старый» (предположительно, работы Ивана Лефкена) и «новый», авторство которого резонно приписывается Бенджамину Скотту [5-8]. Таким образом, именно в 1754 году появляется 1-я разновидность нового типа портрета. Условно её можно назвать «рельефным» портретом, поскольку даже невооруженным глазом на монетах удаётся заметить ряд характерных особенностей. Рандольф Зандер [9] написал следующее: «Портрет работы Скотта имеет более чёткие контуры и по своей композиции, без сомнения, более элегантен, чем портрет» [предыдущего монетного типа – А.К.]. Сам портрет выполнен рельефно, на кружках диаметром 38-40 мм, очень тонко переданы черты лица портретируемой особы, пластика изящней, соразмерны и тщательно проработаны все детали композиции, объёмная техника мастера впечатляет. Ещё одной важной особенностью «рельефного портрета» являются выпуклые инициалы «B.S.», располагающиеся на нижнем крае императорской мантии. Несколько позже, в 1754 и 1755 годах этот тип портрета был переработан и упрощён. Так возникла 2-я разновидность портрета, которую условно можно назвать «уплощённым» портретом или его незначительной модификацией. Сам портрет смотрится проще и невзрачней, черты лица несколько крупней, рельеф более сглажен. Чуть позже, в 1755 году появляется 3-я разновидность («классический» портрет), который благополучно перешёл в 1756 год. Для него характерны изменения форм головы (она становится почти идеально круглая), носа и локона, ниспадающего на левое плечо. Важно отметить, что 2-я и 3-я разновидности портретов маркируются заглубленными инициалами «B.S.». В 1756 и 1757 годах без особого труда выявляется заключительная во всей линейке рублёвой иконографии портретов, созданных Бенджамином Скоттом, 4-я разновидность («поздний» портрет). Его характерная особенность заключается в изменении формы головы – она уже не идеально круглая, а несколько вытянута по горизонтальной оси (очевидно, за счёт более массивного гребня в волосах, в котором становится больше драгоценных камней), а также можно заметить более крючковатый кончик носа. Важным признаком, характерным для этой разновидности портрета, является наличие выпуклых инициалов «B.S.» или их отсутствие у незначительной части штемпелей.
Таким образом, именно Бенджамина Скотта можно по праву считать мастером миниатюры, выраженной в монетной пластике малых форм. Завершая обзор иконографии, созданной этим талантливым миниатюристом на серебряных рублях, отметим один весьма важный момент. Выпуклые и заглубленные инициалы медальера на штемпелях не являются показателем его непосредственного единоличного участия в их подготовке. Этот тезис доказывается тем, что рублёвых штемпелей аверса в 1755 году на сегодняшний день было выявлено 135 штук. Кроме того, в этот период был вырезан штемпель для пробной медной копейки 1755 года, и подготовлены штемпели для выделки 20-10-5 рублёвой золотой монеты, а также штемпели для чеканки серебряных полтин. Все они несут на себе инициалы Бенджамина Скотта (BS). Следует также учесть, что в этот период ремонт и переоснащение монетного двора не были завершены. Несомненно, каким бы талантливым и деятельным не был медальер, но подготовка такого огромного количества монетных штемпелей в заданных временных рамках и условиях, исключительно одним человеком была бы физически невозможна. Поэтому можно сделать главный вывод, что инициалы BS, которые присутствуют на монетах имеют формальное значение, выполняя скорее маркерную функцию – так обозначалось ответственное лицо и/или старший гравёр, который отвечал за подготовку всех монетных штемпелей, а не непосредственный автор и исполнитель каждого штемпеля.
1. «Рельефный» портрет 1754 2. «Уплощенный портрет» 1754-55 3. «Классический портрет» 1755-56 4. «Поздний» портрет 1756-57
Литература:
1. А.С. Ковалев «Иконография Елизаветы Петровны на серебряных рублях 1754-1757 годов с портретом работы Бенджамина Скотта // Монеты России XVIII - начала XX века: Сборник воспоминаний и статей: К 100-летию В.В. Узденикова». М., 2019. С.251-261;
2. А.С. Ковалев «Каталог серебряных рублей императрицы Елизаветы I, часть 1, СПБ: 1741-1750 гг». СПб., 2023 г.
3. В.В. Уздеников «Объём чеканки российских монет на отечественных и зарубежных монетных дворах. 1700-1917» – М., 1995 г., с.40
4. Корпус русских монет Великого князя Георгия Михайловича, «Монеты царствования императрицы Елизаветы I и императора Петра III». Репринтное издание, 2003 г. т. IV, №189 с.146
5. M.E. Diakov «Russian coins of Elizabeth I and Peter III», - M.2003 г., с.85-86
6. Ю.П. Петрунин «Монеты императрицы Елизаветы I . Монетная иконография. Очерки по нумизматике (монеты Елизаветы I). Каталог монет Елизаветы I», 2012 г., с.58-61, 151, 175
7. В.В. Биткин «Сводный каталог монет России». Киев, 2003 г., Т.II с.566
8. В.Е. Семёнов «Монеты России 1700-1917 гг. Базовый каталог», СПб., 2015 г. с.233-244
Автор:
Ковалев А.С.
Прочитано 132 раз(а)
Смотрите другие статьи по ТЕМАМ:
Монеты России 1700-1917 серебро
На главную страницу Библиотеки
Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях
Маркетъ-плейсъ СМ:
Монеты царской (императорской) России до 1917 Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, Новой России с 1992 Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России Подарочные и коллекционные наборы Боны России 1769-2024 Антиквариат Литература по коллекционированию. Книги и каталоги Аксессуары для хранения и работы с коллекцией
|
|
|
|
|