Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.


На главную страницу Библиотеки

Кривоносов Е. "От плаща до порфиры"

В русской традиции долгое время существовало изображение всадника на монетах. Обычно, это был князь, потом царь, что подтверждалось подробным титулом на реверсе монет. И  согласно канону на копейках, ездец, как его именовали раньше, имел  развевающийся плащ за спиной. Впрочем, известны новгородские копейки, где всадник без плаща. И на деньгах – сабельницах всадник без плаща. 
 Кривоносов Е. "От плаща до порфиры". Описание в старинном справочнике            
Фото 1. Описание в старинном справочнике. [3]

Борис Годунов. Копейка. Деньга-сабельница. Иван Грозный.
Фото 2.  Борис Годунов. Копейка . «Мечевая копейка». Иван Грозный.

Плащ,  епанча, мантия, порфира -   разные названия одного предмета одежды. Разнообразные по виду  и даже по предназначению. От короткой епанчи, предохраняющей от дождя и снега до порфиры (царской  мантии), подбитой горностаевым мехом, украшенной орлами и золотым шитьём. Общее у них  то, что надевали их поверх верхней одежды, как  неотъемлемый  атрибут, подходящий моменту  и статусу особы.

«Очень любопытна по покрою так называемая ферезея царя Алексея Михайловича, т. е. парадная зимняя одежда, самая излюбленная и модная во второй половине XVII в. Это - длинное прямое и широкое платье с очень длинными рукавами, проймы которых спереди не зашиты. Рукава откидывались назад и иногда завязывались за спиной узлом. Ферезеи шили обычно из сукна и подбивали собольим мехом»[6].
Алексей Михайлович. Полтинник и четвертак. Рукав ферезеи за спиной царя.                               
Фото 3.  Алексей Михайлович. Полтинник и четвертак. Рукав ферезеи за спиной царя. [7]
               
 Описание плаща на некоторых монетах в старинном справочнике.
Фото 4. Описание  плаща на некоторых монетах в старинном справочнике. [3]

Образцы монет с расположением плаща (мантии) на правом плече царя. Часто с застёжкой для крепления, иногда просто «накинутым» через плечо.
Петр I. Полтина. 1720 г. Утеплённая мехом епанча прикреплена запонкой к доспеху.                               
Фото 5. Петр I. Полтина. 1720 г.   Утеплённая мехом епанча прикреплена запонкой к доспеху.

Петр II. Рубль. 1727 г. Мантия накинута на правое плечо (без застёжки)Подобное и на рублях Петра I 1718 – 1719 гг.
Фото 6. Петр II. Рубль. 1727 г.   Мантия накинута на правое плечо (без застёжки). Подобное и на рублях Петра I 1718 – 1719 гг.

Анна. Рубль 1737 г. Порфира, украшенная двуглавыми орлами.
Фото 7. Анна. Рубль 1737 г. Порфира, украшенная  двуглавыми орлами.

Следует отметить и крепление шнуром, ремешком или специальной цепочкой с  крючком, соединяющее верхние концы плаща  вверху на груди. 

Реформы Петра Великого коснулись и денежного обращения.  Введение  машинной чеканки  сравняло, по внешнему облику,    российские монеты  с европейскими.  А  десятичная система  строения номиналов – шаг  вперёд и пример  для Европы, которому потом последовали другие страны.

Пётр I  заставил не только брить бороды, но и переодеться в европейское платье.  Конечно, прежде всего, это коснулось войска.  Образцом, возможно, послужили  приталенные кафтаны шведов. Это нашло отражение на изображении всадника на медных копейках . И это мы видим на серебряных копейках  и алтынниках  1718 г. (завершающий период денежной реформы), где  впервые на монетах машинного чекана  изображен Св. Георгий. Кстати,  образ  Св.  Георгия  в это время отождествлялся с персоной царя Петра[5] Учитывая, более чем двухсотлетнюю традицию помещать на монетах правителя на коне, для современников, кафтан с ботфортами не мог выглядеть странно на новых круглых копейках и алтынниках. Такая же форма была и у Петра. Покрой кафтана был точно такой же, как и у простого солдата. Офицерский мундир отличался от солдатского только галунами, плюмажем на шляпе, нагрудным знаком и шарфом, который носился через правое плечо. И конечно, сукно более тонкой выделки, да вероятно, пуговицы не медные, а серебро.

Примечательно,  наиболее редкой разновидностью из алтынников 1718 г. считается монета,  где, так называемый, « всадник без плаща».
Петр I. Алтынник. 1718 г. Так называемый, « всадник без плаща»? Или плащ на правом плече?                                         
Фото 8. Петр I. Алтынник. 1718 г.  Так называемый, « всадник без плаща»? Или плащ на правом плече?

Во – первых, плащ необходимый атрибут всадника.  Во – вторых плащ «накинут» на плечо в сложенном виде, поэтому и не развевается. Офицерский шарф с кистями  носили наискось к левому бедру. Возможно, использовали его как пояс, обматывая вокруг талии и, конечно, как шарф по прямому назначению (вокруг шеи). Больше нет вариантов на этот период времени. И ошибки гравёра тут нет. Каждая пуговичка видна на кафтане. Виден и плащ - широкая полоса с острым углом внизу. Плащ перекинут через правое плечо. Для сравнения, можно посмотреть изображение на другом  типе монеты (всадник в плаще) того же автора (знак минцмейстера Лювиса Ланга перевёрнутая латинская буква L  внизу на реверсе).
На нижней монете всадник в плаще, который, развевается за спиной. На плече нет ничего.
Фото 9. На нижней монете всадник  в плаще, который, развевается за спиной. На плече нет ничего.

Я не претендую на переименование в справочниках  и каталогах названия «всадник без плаща» на «всадник, плащ перекинут через плечо». Это моё субъективное мнение. Но  другого объяснения  пока нет и мне просто важно обратить внимание любителей нумизматики на этот интересный момент. Тем более, что сами монеты эти довольно редки и не каждому предоставляется возможность подержать в руках и внимательно рассмотреть все детали рисунка.
Кривоносов Е. "От плаща до порфиры". Загадочный алтынник 1718 г.
Фото 10.

Литература:

1. Уздеников В.В.Монеты России 1700-1917, М., 2011 г.
2. Рзаев В.П.Энциклопедия российской нумизматики: в 3 т.М., 2018 г.
3. Шодуар С. Обозрение русских денег и иностранных монет.. ч.2 .СПБ.,1841 г.
4. Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. М., 1989 г.
5. Альманах «Деньга» № 3 (33) / 2021 г.
6. Донова К.В., Писарская Л.В. ' Оружейная палата' - Москва: Московский рабочий, 1960 г
7. Твоя коллекция. Монеты, марки, этикетки, открытки. М., 1963 г.
Фото автора, кроме алтынника 1718 г «всадник в плаще» - из свободного доступа в интернете.

Глава IV. От плаща до порфиры. из книги Кривоносов Е.В. "Загадочный алтынник 1718 г." С автографом автора! 

Источники:  Кривоносов Е.В. "Загадочный алтынник 1718 г."
Автор:  Кривоносов Е.В.
Прочитано 87 раз(а)

Смотрите другие статьи по ТЕМАМ:

Монеты России 1700-1917 серебро

На главную страницу Библиотеки

Другие статьи автора:

Кривоносов Е.В. "О происхождении слова "решка" "

Кривоносов Е.В. "Монеты с насечками"

Кривоносов Е.В. "Размышления по поводу асимметрии лап орла на монетах РФ".

Кривоносов Е.В. "Нумизматика и орлянка. Вопросы и ответы. Тезисы."

Все статьи автора


Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях






  Маркетъ-плейсъ СМ:

Монеты царской (императорской) России до 1917 Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, Новой России с 1992  Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России Подарочные и коллекционные наборы Боны России 1769-2024 Антиквариат Литература по коллекционированию. Книги и каталоги Аксессуары для хранения и работы с коллекцией

 Нумизматический клуб "Старая Монета" - победитель в номинации "За продвижение нумизматики в сети интернет".   Сайт "Старая Монета" - знак высокой степени вовлеченности и лояльности пользователей по данным Яндекса