Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
Настольные медали эпохи правления императора Петра II., Медали, литература, находки, сомнения.
 
[QUOTE]IgorS пишет:
Все уже было в посте 28:

РГАДА. Ф. 181 Оп. 1. Д. 901. Л. 222-223

[/QUOTE]
1. В посте 28 ничего этого не было.
А что касается сностки 16 на стр. 61. из книги Петерса о том что заголовок "Описание и рисунки проектов медали и[B] жетона[/B] на коронацию Петра II составленые в Монетной канцелярии." и ссылка На архивном документе надпись: "... по вступлении на Всероссийский престол Государыни Императрицы Анны Иоанновны... сделаны".
РГАДА. Ф. 181 Оп. 1. Д. 901. Л. 222-223
То здесь из-за слово "жетон" бозникают большие сомнения в точности данной инфориации.
Потому, что и... по вступлении на Всероссийский престол Государыни Императрицы Анны Иоанновны. - слово жетон ещё не употреблялся. И вот тому ещё свидетельства.
Вот эта страница из коронационного альбома, которая была завершена в 1732 году. К этой странице идёт пояснение
"ПАМЯТНЫЕ МЕДАЛИ ПО СЛУЧАЮ КОРОНАЦИИ"
гравюра с изображением медалей: в варианте 1-м «а медали «Богом родом и сими» Анна Иоанновна изображена в фас, во 2-м — в профиль; гравюра «Богом избран-.. на»: вариант 1 — размер 32,8x41,6 см., вариант 2 — 20,4x30,8 см.
1. Как видим слово "жетон" в 1732 году ещё не использовалось в документах. И большие и малые назывались только медалями (как и в указах 1728 года.).
2. Эти коронационнын медали начали готовиться после коронации 30 апреля 1730 года, когда уже была известна дата коронования, вот поэтому стала возможным указывать на штемпели полную дату т.е. "30 апреля."
А для Петра 2го медали готовились до коронования, и поэтому было невозможным указание даты "28 февраля", т.е. все коронационные медали Петра 2-го с полной датой являются новоделами.
Изменено: spartak85 - 06.02.2017 18:29:00
Настольные медали эпохи правления императора Петра II., Медали, литература, находки, сомнения.
 
[QUOTE]IgorS пишет:
Смысл книги в том, что собранны именно документы, и именно из архивов. .[/QUOTE]
Документы из архива должны иметь пумирацию. Где в этой книге для сноски 16 номер архивного документа? Нету? Значит ссылка безпочвенная.!
[QUOTE]IgorS пишет:
И вы думаете автор содрал их из книг других авторов? [/QUOTE]
Я не просто думаю, я это вижу! И не просто содрал, а содрал с грубейщими искажениями.
[QUOTE]IgorS пишет:
Спорить дальше не собираюсь, не о чем. [/QUOTE]
Это точно!
[QUOTE]IgorS пишет:
. Купите книгу.[/QUOTE]
Спасибо, оставьте её себе!
Настольные медали эпохи правления императора Петра II., Медали, литература, находки, сомнения.
 
В посте 30 было высказано мнение, что есть основания считать, что этот рисунок - полуфабрикат не мог быть изготовлен в монетной канцелярии времён Петра Второго, а был изготовлен в первой половине 19 столетия.
Попробую обосновать. Внизу приводятся рисунок полуфабриката и изображение серебряной медали диаметром около 65 мм SCHVLTZ. F. (штемпели якобы изготовленые самим А.Шульцем). Между медалью и рисунком прослеживается явное сходство, т.е. этот рисунок можно привязать именно к этой штемпельной разновидности (при наличие множества других). Именно этой же штемпельной парой были отчеканены и медные медали, тогда как никакие медные медали не предусматривались и не чеканились на коронацию в 1728 году. Этот факт уже говорит в пользу новодельного происходения этой штемпельной пары. Кстати, похожая штемпельная пара диаметром 63,5 мм. и так же с подписью SCHVLTZ. F. находилась в СПб. в 1858 - 1868 гг. что так же указывает на новодельное происхождение.
Теперь что касается сностки 16 на стр. 61. из книги Петерса о том что заголовок "Описание и рисунки проектов медали и жетона на коронацию Петра II составленые в Монетной канцелярии."
Петерс в сностке 16 указывает - На архивном документе надпись: "... по вступлении на Всероссийский престол Государыни Императрицы Анны Иоанновны... сделаны".
Конечно же сам Петерс не видел этот "архивный документ" а взял этот заголовок и рисунок - полуфабрикат медали из другого источника, точно так же как взял описание медалей Петра II из книги Смирнова. Скорее всего этим источником являлась книга другого автора, журнал или иной печатный источник первой половины 19 столетия. И предназначался этот источник с рисуноком - полуфабрикатом для "мягкого" ввода в научный оборот понятия как "серебряная портретная коронационная медаль Петра II" - которых в оригинале никогда не существовало.
Возникает вопрос! Почему эти рисуноки не имеют круговых надписей ? Возможно истинную причину мы не сможем узнать. Но осмелюсь высказать своё субъективное мнение. Этот рисунок - полуфабрикат делался в конце первой половины 19 столетия (после того как шла уже чеканка новодельных медалей с подписью SCHVLTZ. F. и др , и изначально этот рисунок был задуман автором как "полуфабрикат". Потому что автор этого рисунка прекрасно знал, что на подлинных золотых портретных медалях на реверсе в словах буква "О" имеет круглую форму, а не W-образную форму. Так же автор этого рисунка-полуфабриката знал, что на подлинных золотых портретных медалях чеканенных до 25 февраля 1728 года, на реверсе был указан только год "1728" без указания дня и месяца "25 февраля". И если бы автор этого рисунка на реверсе изобразил бы букву "О" круглой формы и дату 25 февраля (как на оригиналах), то у обладателей новодельных медалей возникли бы вопросы по поводу несоответствия надписей на их медалях с рисунком которая позицировалась как рисунок слеланный в первые годы правления Анны Иоановны. Ещё больше возникли бы вопросы, если он изобразил бы круговую надпись только на аверсе. По этому он преднамеренно изобразил рисунки без надписей не желая идти на прямой подлог. (Этот автор рисунка был не только хорошим художником и медальером, но был ещё хорошим финансистом).
Ещё очень важный момент! В сноске 16 не случайно указана надпись "... по вступлении на Всероссийский престол Государыни Императрицы Анны Иоанновны... сделаны".
Этой надписью автор показывал, что эти штемпели с подписью SCHVLTZ. F. якобы были сделаны ещё при работе Шульца на монетном дворе.
Надо признаться, что расчёты его полностью оправдались, так как до сих пор эти новодельные медали середины 19 столетия с подписью SCHVLTZ. F. и др. воспринимаются как оригинальные медали изготовленные при жизни Петра II
.
Изменено: spartak85 - 04.02.2017 17:44:50
Настольные медали эпохи правления императора Петра II., Медали, литература, находки, сомнения.
 
Надо смотреть непосредственно этот архивный документ. Не исключена ошибка по невнимательности при составлении сносок. Так как на уже допущеные ошибки на стр.62 я уже указал..
А "по вступлении на Всероссийский престол Государыни Императрицы Анны Иоанновны... сделаны". - должны были бы по идее заниматься рисунками коронационной медали самой Анны Иоановны..
П:С: Если даже допустить, что этот рисунок - полуфабрикат медали Петра 2го. был сдедан уже по "по вступлении на Всероссийский престол Государыни Императрицы Анны Иоанновны. То какую цель приследовал этот полуфабрикат? 1. По нему хотели при Анне Иоановне чеканить коронационные медали Петра 2го ? - Вряд ли!  2. Этот недоконченый рисунок без Его имени хотели поместить в коронационный журнал Петра 2го? Ответ опять - Вряд ли!
Изменено: spartak85 - 03.02.2017 18:44:32
Настольные медали эпохи правления императора Петра II., Медали, литература, находки, сомнения.
 
1. Интересно было бы посмотреть на первоисточник текста на стр. 62 из книги Петерса. Где говорится о серебряных медалях и жетонах. (что подразумевает у него наличие серебряных портретных медалей и серебряных жетонов). (Подчёркнуто красным)
Тогда как из достаточно информативного документа того времени (см.ниже) видно, что слово "жетон" не использовался. То что сегодня называется "жетоном" в официальном документе времён Петра 2 назывались -  гривенные медали  или просто медали малые.
Так же видно, что к коронованию Петра 2 предусматривались: золотые медали большие (вес около 41 гр.), и малые (вес 3,4 гр.). Для серебряных предусматривались только медали гривенные в весе 2,8 гр. Про серебряные медали весом выше чем 2,8 гр. (то есть про портретные серебряные медали) - нет ни слова. Нет ни слова о "них" и в другом известном документе о дополнительной чеканке медалей от 10 арпеля 1728 г.
2. Так же интересно посмотреть на первоисточник рисунка коронвционной медали на стр.62 в книге Петерса.
Есть основания считать, что этот рисунок - полуфабрикат не мог быть изготовлен в монетной канцелярии времён Петра Второго, а был изготовлен в первой половине 19 столетия.
Настольные медали эпохи правления императора Петра II., Медали, литература, находки, сомнения.
 
К сожалению у Петерса как и у Смирнова в разделе коронационных медалей Петра Второго, имеются описания только новодельных медалей 19 столетия, а не оригинальных которые готовились в 1728 году.
1. Да, Петерс явно использовал каталог Смирнова и при этом допустил множество ошибок. К примеру на стр.62 в разделе "ОПИСАНИЕ МЕДАЛИ"
Пункт; А где описывается медаль I.G.I. вместо КОРОНОВАН он пишет КОРОНОВАНЪ., вместо ВМОСКВЕ пишет ВМОСКВЪ.
Пункт: В. опять вместо КОРОНОВАН он пишет КОРОНОВАНЪ. и т. д.
2. Если бы он пошустрил по музеям, то вряд ли бы это ему помогло, так как и музеи имели новодельные медали на коронования Петра 2.
К примеру, В пункте: Б: у Петерса описана новодельная медаль 19 столетия с подписью "SCHVLTZ.F. которая находится в музее Московского Кремля и позицируется как подлинник.
П:С: Скорее всего у Петерса в пункте В, и у Смирнова описывается вот эта новодельная медаль 19 столетия.
Изменено: spartak85 - 02.02.2017 13:42:40
Настольные медали эпохи правления императора Петра II., Медали, литература, находки, сомнения.
 
[QUOTE]КОРОНА пишет:
В то время медалями называли и жетоны,так что золотые медали в количестве 2 000шт-жетоны.[/QUOTE]
1.Совершенно верно!
2. На странице в посте 23. пишется, что " ... во время высокой процесии в народ бросаны были золотые и серебряные жетоны, следующего содержания.
1) На первой стороне портрет Его Императорского Величества ....... " Конец цитаты.
- Но как известно, на золотых (вес 3,4 гр.) и серебряных (вес 2,8 гр.) жетонах портрет отсутствовал.
П:С: По той информации которая доступна, следует что серебряных коронационных портретных медалей не планировалось и не выпускалось в 1728 году.
Изменено: spartak85 - 31.01.2017 14:02:29
Две неописанных копейки Петра I 1713 и 1714 года
 
Уровень участка поля (закрашеное красным цветом) на фото видится более низким. И видится, как будто, там было вмешательство в саму монету..
Монету нужно смотреть в живую очень внимательно.
Две неописанных копейки Петра I 1713 и 1714 года
 
[/QUOTE][QUOTE]IgorS пишет:


Следует обратить внимание на то, что обе монеты чеканены штемпелями, изготовленными с помощью матриц (т.е. не вырезались вручную). .


[/QUOTE]
По поводу "КОПИИКА". Скорее всего, "И" вместо "Е" образовалась на самом штемпеле по ошибке резчика при доработке штемпеля после (не совсем удачного) перевода на неё изображений с маточника. Или же (опять по ошибке резчика) при возможном ремонте поработавшего штемпеля.
Думается, что на самом маточнике и тем более на матрице была нормальная надпись "КОПЕИКА"
Ефимок или нет, подскажите по подлинности.
 
Тот редкий случай, когда первым набили годовой штамп а потом ефимочный штемпель.:)
"Осторожно ефимок" или "Ефимки с призраком" .
 
С Новым Годом тебя - фуфлыжник!::drinks::bye:
"Осторожно ефимок" или "Ефимки с призраком" .
 
До кучи.:)

.
Любимые монеты из личной коллекции
 
[QUOTE]Тимофей пишет:
[QUOTE]spartak85 пишет:
А где эта грань, когда уже можно считать, что оригинальной поверхности уже не сохранилось ?
[/QUOTE]Дорогой Казбек,
Сам факт, что именно Вы выступаете адвокатом на стороне этой весьма сомнительной монеты уже многое говорит о ней.
[/QUOTE]
И что например говорит этот факт о ней ?
Любимые монеты из личной коллекции
 
[QUOTE]Тимофей пишет:

Да даже и без реставрации, состояние монеты таково, что оригинальной поверхности уже не сохранилось, и поверить в какое-то особое начертание чего-либо довольно проблематично. ..[/QUOTE]
А где эта грань, когда уже можно считать, что оригинальной поверхности уже не сохранилось ?
Покажите пожалуйста на примере двух любых одноштемпельных монет.
Любимые монеты из личной коллекции
 
[QUOTE]Тимофей пишет:


Все что я хотел сказать, это что ваша монета утертый эксгумат с заделанной дыркой. Оригинальной поверхности на монете уже нет, и даже если взять монету в руки, она, поверхность, на ней не появится. Использовать эту монету как образец подлинности недопустимо.[/QUOTE]
Если показаный рубль 1820 года не имеет преднамеренного вмешательства (т.е. заделывание отверстия, снятия ушка, гравировка деталей и т.д.), и если внешность монеты такая вследстие естественного хождения,  - то монета остаётся быть подлинной. А любая подлинная монета независимо от состояния - остаётся быть образцом подлинности.
[ Закрыто] Уникальная рублевидная коронационная медаль 1728 года.
 
К обнаружению данной медали (илл.1) весьма актуальными приходятся слова ВКГМ.
Вел. кн. Георгий Михайлович писал: "Для нумизмата нет выше интереса, как разыскать монету, сделавшуюся вследствие разных обстоятельств крайне редкою и находка которой весьма часто разъясняет спорные научные вопросы..... ".
[ Закрыто] Уникальная рублевидная коронационная медаль 1728 года.
 
Приведу ещё одну цитату.
"Новодел,выполненный оригинальными инструментами является объектом для исторических и научных исследований,т.к. несет в себе почерк реального мастера своего времени,стиль и моду той эпохи,особенно в случае,если подлинных монет не сохранилось,или они недоступны.Не забывайте,что над эскизами трудились лучшие художники и медальеры своего времени(на монетных дворах работали именно лучшие)а приняты в производство они были по Именным указам.То-есть новодел ,выполненный через 50 лет после прекращения официальной чеканки,все равно является историческим памятником и всегда несет в себе коллекционный интерес как наиболее полный и качественный отпечаток штемпелей на металле. Новорезанные же новоделы являются фантастическими игрушками , никакого исторического значения не имеют,их производили без учета стиля подлинных монет, и при помощи тех инструметнов,которые были под рукой,и никто в общем-то не старался их качественно копировать...". Конец цитаты.
И вот на примере этой иллюстрации (см.ниже) полностью подтверждаются  слова " .... и никто в общем-то не старался их качественно копировать..".
И действительно КПМД  имеет значительные отличие от оригинала.

[ Закрыто] Уникальная рублевидная коронационная медаль 1728 года.
 
Спасский И.Г. в статье "Новоделы" писал: "Среди всех ненастоящих монет, с которыми может иметь дело нумизматика, самые ненастоящие - антикварные подделки и новоделы; они не "бывшие деньги", а лишь призрачные подобия их, порождённые собирательской страстью, и могут представлять интерес лишь для истории собирательства". Конец цитаты.
Тоже самое можно сказать и про медали КПМД (Коммерческие Подделки Монетного Двора), это те же самые антикварные подделки, но ещё хуже чем новоделы. Так как ставя на них подписи давно ушедщих медальеров и не помечая их дополнительно знаками копиистов,  они превращали эти красивые металлические кружки в инструмент обмана не только людей но и вносили путанницу в саму историю медальерного искусства. Те кто занимались этим на монетном дворе, руководствовались психологией торгаша и преследовали лишь одну цель - заработать на этом деньги.
[ Закрыто] Уникальная рублевидная коронационная медаль 1728 года.
 
[QUOTE]IgorS пишет:
[QUOTE]spartak85 пишет:
Правильно, и Иверсен об этом же... [/QUOTE]
Правильно, и Иверсен об этом же, но вы-то о совсем другом   [/QUOTE]
И я о том же! То есть, изготовить в 19 веке копию медали с подписью ОК  с медали 18 века с подписью ОК, без указания что это копия - есть подделка вносящая путанницу. и усложняет диференцацию новоделов и КПМД от подлинных медалей. Ни одна супперская копия не может сравниться с подлинником.
[ Закрыто] Уникальная рублевидная коронационная медаль 1728 года.
 
[QUOTE]IgorS пишет:
Von diesen Brustbildern wurden auf Veranlassung des Herrn Bankdirector Reichel in den vierziger Jahren dieses Jahrhunderts neue Copien angefertigt, deren eine    O.K. gezeichnet ist, und kein Zeichen dessen tragt, dass sie Copie einer Copie ist.

Не знаю откуда у Иверсена была информация о делах Рейхеля. Сегодня в книгах надо указывать, а тогда, похоже, проходило. Но, в описаном им случае копии с копии медали Патра 1, была сделана точная копия включая инициалы О.К., а не нарисовали инициалы там, где их вообще не было, или использованы чужие инициалы. Есть разница.[/QUOTE]
Правильно, и Иверсен об этом же.  Он сообщает (на сколько я его правильно понимаю), на монетном дворе  взяли копию  медали Петра Первого с ОК, и с этой копии с ОК - скопировали же ещё одну копию  с ОК.. То есть копия с копии. Они конечно же имели право снимать копию с копии, так же имели право снимать копию с подлинника. Но! Как пишет Иверсен - они не указали, что эта копия с копии. То есть, как я понимаю, на монетном дворе должны в таких случаях  указывать на медале что это копия. А иначе эта просто подделка.
П:С: В конце статьи  4-я строчка снизу слово "серебряной" надо убрать.
[ Закрыто] Уникальная рублевидная коронационная медаль 1728 года.
 
В связи с вновь открывшимися обстоятельствами, в данной статье произошли существенные изменения.

В данной статье впервые приводятся факты непосредственого участия Якоба Рейхеля в фабрикации копий медалей с поддельными подписями давно ушедщих медальеров. (к примеру ОК - Отфрида Кенига). Также впервые приводятся свидетельства, что на коронование Петра Второго в 1728 году не предусматривались и не чеканились портретные серебряные медали.

Уникальная рублевидная коронационная медаль 1728 года.

В истории российского медального производства, одно из заметных мест по количеству разнообразий новодельных экземпляров, занимает группа медалей на коронование императора Петра Второго. И кажется, что все штемпельные разновидности давно известны и описаны в многочисленной нумизматической литературе, а некоторые даже воспринимаются как подлинные экземпляры. Но как показывают обстоятельства - не всё так просто в диференцации новодельных медалей от тех подлинных, которые были изготовлены для раздачи на церемонии коронования Петра Второго в 1728 году. И оказывается, что среди рублевидных медалей на коронования императора Петра Второго не все штемпельные разновидности нам были известны, и подчас нас ждут удивительные открытия в этом особом мире - в мире русской нумизматики XVIII века.
Обнаруженная на территории Латвии в 2016 году рублевидная медаль 1728г. (вес - 27.4 гр., диаметр - 42 мм., белый металл, высокий рельеф портрета,) на коронования Петра Второго с подписью медальера ОК под бюстом императора (илл.1. до чистки и илл.1А. после) (из собрания автора), как ни странно, но является на сегоднящеий день единственным известным экземпляром изготовленным подлинными портретными штемпелями на монетном дворе в 1728 году. Забегая вперёд скажу, что дальнейший ход событий покажет,что штемпели которыми был оттиснут данный экземпляр (илл.1) предназначались для чеканки золотых коронационных медалей 1728 года. А рассматриваемый экземпляр, по всей видимости, был изготовлен в числе тех медалей из белого металла, которые раздавались штатным работникам монетного двора по случаю важных торжеств, таких как: коронация, рождение наследника престола и т.п . Такая партия медалей могла предусматриваться на монетном дворе только после выполнения государственного заказа, только для донативных медалей (не наградных), и только в немонетном металле. Как правила таким металлом являлся мягкий свинцово-оловянный сплав, что позволяло использовать дорогостоящие штемпели в щадящем режиме. Надо понимать, что данная медаль изготовленная в немонетном металле, не теряет своей нумизматической и научной значимости, так как является оттиском подлинных неописанных штемпелей приготовленных медальером Отфридом Кенигом в 1728 году.
А пока небольшое предисловие о некоторых организационных деталях при подготовке к коронованию Петра Второго.
Как известно из сайта e-reading.club "Глава пятая Коронация" 1 ноября 1727 года Верховный тайный совет велел президенту Берг-коллегии А.К.Зыбину изготовить к дню коронования Петра Второго золотые и серебряные коронационные медали. 6 ноября 1727 года Зыбин получил рисунок медали с многозначительной надписью по кругу: «От тебя с тобою и к славе твоей».
Первоначально коронацию предполагали провести в декабре 1727 года. Однако 9 ноября Ромодановский донес Г. И. Головкину, что хотя «вороты строятся со всяким поспешением», но предвидится задержка «в картинах, каковым надлежит быть на тех воротах». По этой причине коронацию перенесли на 7 февраля 1728 года, о чем было велено «публиковать чрез офицеров с военною музыкою». Но и эту дату пришлось перенести – по причине болезни императора.
В итоге коронация состоялась 25 февраля 1728 года.
Как показывают события, дата проведения коронации менялась неоднократно, и до конца не было уверенности (для тех кто отвечал за выпуск коронационных медалей) в том, что не придётся снова переносить дату коронации. И по этой причине, скорее всего, на подлинных штемпелях, которые вырезались к дню коронации, не могла быть указана точная дата "25 февраля" см. (илл.1). Так как, чтобы штемпель привязать к точной дате нужно быть уверенным в этой дате заблаговременно. Но как видно из источников по этой теме, заблаговременной уверенности в точной дате коронования - не было!
В продолжение реверсной стороны, будет кстати отметить, что исходя из документа (илл.2) взятый из каталога "Die Reicheische Munzsammlung in St.- Petersburg 1842-50." в знаменитом собрании Якоба Рейхеля находилась большая серебряная коронационная медаль диаметром 42 мм. вес 34 гр. с подписью медальера ОК. Из того же документа видно, что на реверсе рейхелевского экземпляре буква "О" изображена не округлой как на подлинном экземпляре (илл.1) а фигурной W-образной формы, как на всех известных новодельных экземплярах.
Очень важным и не заменимым источником для понимания того, какие именно медали готовились для раздачи во время коронования Петра Второго является архивный документ (илл.3). Из которого видно, что при подготовке к церемонии коронования императора Петра Второго, предусматривалось изготовление золотых медалей как большого формата весом около 41 гр., так и малого червонного формата весом как у червонца - 3,4 гр.  А для серебряных коронационных медалей (как видно из того же документа) предусматривался только малый гривенный формат с регламентным весом гривенника - 2,8 гр. Про серебрянные портретные коронационные медали, как ни странно, но нет ни слово в этом достаточно информативном документе. Так же интересно отметить отсутствие портретных серебряных коронационных медалей Петра Второго в коллекциях таких влиятельных государственных деятелей той эпохи как Якова Брюса и Остермана. Не будет так же лишьним упомянуть, что в работе А.С. Мельниковой (с упоминанием Спасского И.Г.) "Обзор новых поступлений" (Памятники денежного обращения XVIII - XX вв. М.1980 г.) из двух одноштемпельных медалей с орлом на реверсе и датой 17 - 27 по сторонам хвоста, коронационной считается только медаль исполненная в золоте (илл. 8 ) . А одноштемпельная с ней но исполненная в серебре (в ГИМе с 1972) считается просто медалью без привязки её к коронации. Что является косвенным свидетельством того, что им было известно, что к коронации Петра Второго портретные серебряные медали не выпускались. И действительно, обнаруженные позже документы Храменковым А.В. доказывают, что эта серебряная медаль (с датой 17-27) не миеет отношение к коронации, а была изготовлена по указу Верховного тайного совета для Коллегии иностранных дел на " .... дачу присланному ис Персии армянскому юз паше Багы .... ".
Эти обстоятельства, а так же то, что на сегодня не известено ни одной подлинной серебряной портретной коронационной медали 1728 г, могут являться показателем того, что к коронации Петра Второго вообще не предусматривался выпуск серебряных портретных медалей.
Но в упомянутой работе "Глава пятая Коронация" из e-reading.club, есть вскользь сообщение о серебряных коронационных медалях 1728 г. достоинством аж до 4-ёх рублей.
В целом, в работе "Глава пятая Коронация" приводятся объективные данные взятые из архивных источников (эти источники в виде Указов так же встречаются и у других авторов). И только сведения о серебряных портретных медалях не подкрепляются ни какими архивными источниками. По всей видимости сообщение о "них" в литературе появилось по причине, что известные коронационные портретные серебряные медали 1728 г. диаметром более 60 мм. и весом около 100 грамм с подписью "Шульц" будучи новодельными ошибочно воспринимаются как оригинальные.
На самом же деле, как показывают данные из архивных источников (илл.3), то изготовлять коронационные серебряные медали 1728 г. весом около 100 гр. - было явлением алогичным. И вот почему!
Как уже отмечалось золотые коронационные медали в архивных документах назывались большие и малые. Оттуда же следует, что малые золотые медали назывались ещё червонными так как были весом в один червонец - 3,4 гр. Значит не исключалось их использование в денежном обращении наравне с червонцами.
Теперь, если даже представить серебряную медаль достоинством в три рубля то получится, что её внутреннее достоинство больше чем у золотой "червонной медали", так как на тот момент стоимость червонеца была ниже чем 3 рубля.
А как известно из документов, золотые медали раздавались персонам более высокого ранга чем те, которым раздавались серебряные медали. Так что не могли в нарушение субординации и дворцового этикета раздавать медали с более высоким внутренним содержанием людям более низого ранга, и наоборот.
По всей видимости, все известные портретные коронационные медали 1728 г. исполненные в монетном металле, не зависимо от их диаметра и веса - являются новодельными медалями двух категорий, о которых будет упомянуто ниже.
А наличие на крупногабаритной медали подписи "Шульц", говорит не только о её новодельности - но и о том что они относятся к КПМД (Коммерческим Подделкам Монетного Двора) середины 19 столетия. (свидетельства приведены ниже).
К сожалению, на сегодня, не известно ни одной подлинной коронационной медали 1728 года с подписью медальера А. Шульца, хоть он и фигурирует в Указах как главный исполнитель штемпелей к медалям на коронования Петра Второго.
В многочисленной литературе довольно часто можно встретить изображения новодельных медалей на коронацию Петра Второго, имеющих не только разные весовые и габаритные характеристики, но и отчеканеные в разных металлах. Из всех приведёных там иллюстраций особое внимание обратим на соразмерные медали со знаком ОК исполненные в бронзе (илл. 4.) и в белом сплаве (илл. 5.) имеющие один общий штемпель аверса, и диаметр которых составляет 42 мм. как и у экземпляра на (илл.1). При всей схожести на первый взгляд, оформление новодельных медалей (илл. 4. и 5.) отличается от оформления медали оттиснутого подлинными штемпелями (илл.1), так как они отчеканены разными штемпельными парами. Это хорошо видно по разному расстоянию между завитком локона и верхней частью воротника (илл. 6.). Если сравнить внимательно, то видно что на медали (илл.1) голова императора больше чем на похожей медали (илл.4). И очень важно здесь то, что на медали изготовленой подлинными штемпелями (илл.1) круговая легенда исполнена архаичным шрифтом полностью идентичным тем что на рублёвиках Петра Второго. А на новодельных медалях (илл. 4. и 5.) шрифт хоть и похож на архаичный шрифт медали (илл.1) - но является иным; более аккуратным, современным и с иной стилистикой исполнения. То есть, буквы круговой легенды на штемпельный материал (илл. 4. и 5.) набивались литерными пуансонами, тогда как во время правления императора Петра Второго шрифт наносился другим (более архаичным методом) включая штихельный и иной инструмент.
Но при этом многие детали в драпировке одежды на сравниваемых медалях (илл.1) и (илл.4) совпадают с удивительной точностью. Так же с удивительной точностью совпадают расположение букв к деталям портрета. Это можно хорошо проследить в начале и конце круговой легенды и в верхней части штемпеля.
Этот факт наводит на мысль, что штемпели к медали (илл. 4) готовились позже чем указанная на них дата. И при их изготовлении образцом-подражанием являлась подлинная коронационная золотая медаль штемпельной разновидности как медаль (илл. 1).
Учитывая то, что разновидность шрифта на медалях (илл. 4. и 5.) не встречается на рублёвиках Петра Второго, можно с большой долей уверенности говорить о том, что данные экземпляры являются продуктом КПМД, изготовленные на СПб по часнтному заказу в XIX в. И при этом на Монетном дворе пошли даже на нарушение всех морально-этических норм - поставив на новорезные штемпели подпись давно ушедщего медальера ОК.
О подобном же случае сообщал Юлий Иверсен в 1872 году в своей книге " Медали на деяния Императора Петра Великого" стр. ХVI.
Цитата: "С этих грудных изображений сделаны были, по предложению директора банка Якоба Рейхеля, в начале сороковых годов того столетия, новые копии, из которых на одной обозначены так же буквы О.К., без всякого указания на то, что это копия с копии." Конец цитаты:
В данном случае хоть и сказано про медали Петра Великого, но эта цитата Иверсена полностью подтвеждает, что Рейхель имел непостедственное отношение к фабрикации медалей (с незаконными подписями) - образовавщие собой категорию КПМД. И было бы наивно думать, что по предложению Рейхеля была сфабрикована только одна медаль с подписью ОК и не могли быть сфабрикованы другие медали (к примеру) с подписью "Шульц"
И подтверждение этому есть в книге В.П.Смирнова за 1908 год под названием "Описание русских медалей". Где в предисловии есть сообщение, что в 1858 и 1868 г.г. Управлением С.П.б. были изданы каталоги (краткие перечни) штемпелей находивщихся в то время в медальной части. И под номером № 215/б идёт описание штемпельной пары, где на лицевой стороне в обрезе плеча есть подпись SCHVLTZ. F. Оборотная сторона подобна обор. стор. №215/а. Надпись по окружности: wтъ тебя. стwбwю. и къславе твwей. КОРОН. ВМОСК. 25 февраля 1728. Диаметр 63,5 мм.
Вряд ли можно полагать, что подлинная штемпельная пара изготовленная в 1728 году могла сохраниться на Монетном дворе до 1868 года.
А раз так, то этот экзерсис полностью подтверждает происхождение данной штемпельной пары как КПМД XIX в. с использованием поддельной подписи давно ушедщего мастера А. Шульца.
Далее. С обнаружением медали оттиснутой подлинными штемпелями (илл. 1.) все известные портретные коронационные медали Петра Второго (с подписями и без таковых) можно разделить на три основные категории.
1. В первую категорию входят подлинные золотые портретные коронационные медали изготовленые к дню коронования Петра Второго. А также те золотые медали которые в дополнение были изготовлены по Указу № 5260 Верховного Тайного Совета от 10 апреля 1728 года "О выбитiе золотыхъ медалей въ памятъ Коронацiи Петра Второго". Эта категория предназначалась для раздачи по случаю коронования Петра Второго. На сегодня автору не известено ни одного подлинного экземпляра в монетном металле с датой 1728 г.
2. Во-вторую категорию входят новодельные медали, которые были изготовлены во времена правления Елизаветы Петровны, Петра III (в Указе от 17 января 1762 г. даже педусматривалась перечеканка монет новыми штемпелями с портретами прежних монархов.) и Екатерины Второй, на монетных дворах с политико-исторической целью увековечивания памяти ушедщих российских монархов. Эта категория коронационных медалей спецально готовилась диаметром около 60 мм. (как настольные медали) для лучшей рекламно-просвятительской работы. Примеры таких медалей с подписью Гасс, ОК (Осип Калашников) и т.д.
3. В третью категорию входят КПМД (Коммерческими Подделками Монетного Двора), которые были изготовлены на СПб со-второй четверти и до середины 19 столетия (в разных металлах от 42 мм. до 65 мм.) с чисто коммерческой целью и по частным заказам. На некоторые из них наносились поддельные подписи давно ушедщих медальеров; к примеру О.К.(в данном случае Отфрид Кениг) и Шульц. Монетный Двор принимал заказы на такие подделки для получения дополнительной финансовой выгоды. Пример КПМД диаметром 63,5 мм. с поддельной подписью "Шульц" можно увидеть в музее Московского Кремля (илл.7), которая позицируется как подлинная .(Аналогичная штемпельная пара описана в упомянутой выше книге В.П.Смирнова под №215/б.)
Здесь нужно помнить, что медали (илл.4, 5 и 7) хоть и являются примером медальерного искусства монетного Двора середины XIX века, но по сути и содержанию своей не имеют отношения к времени коронации Петра Второго. Эти КПМД, а так же новоделы XVIII в. не могут сравниться по своей исторической и нумизматической значимости с подлинной медалью (илл.1), штемпели к которой готовил медальер ОК на стыке 1727 и 1728 г.г. .
Не исключено, что эти КПМД могли, так же, быть изготовлены по частному заказу влиятельных персон, таких как; купец С. А. Еремеев, статские советники Лавров и Чичерин, нумизмат Сабатье и т.д. Которые, как свидетельстуют архивные документы, приведённые в работе Бартошевича В. В. "О судьбе монетных штемпелей Санкт - Петербургского монетного двора", были частыми клиентами на СПб по заказу новодельных монет и медалей (в том числе и экзотических) для пополнения своих коллекций и для выгодной продажи.
Так же, в выше указанной работе Бартошевича, можно прочитать некоторые критические высказывания начальника СПб. А.Р. Армстронга в декабре 1846г. Наибольший интерес, представляют принципиальные соображения Армстронга о вреде изготовления новодельных монет вообще.
Цитата: "...приготовлять подобные монеты для посторонних мест и особенно для частных лиц, которые могут выдавать их и пускать в продажу под названием оригинальных древних монет, я считаю весьма вредным для науки. При небольшом числе сохранившихся в собраниях настоящих древних монет, наполнение сих собраний монетами древнего штемпеля, но приготовленными ныне из металлов не соответствующих им пробою, каковые в последние годы постоянно почти выделываются на здешнем Монетном дворе и притом в весьма значительном количестве, может в последствии времени привести нумизматиков в большое затруднение относительно пробы и веса древних монет и даже поселить в них ложные понятия об этом предмете. Таким образом, вместо той пользы, какую по-видимому, можно бы ожидать от увеличения в нумизматических собраниях древних монет, нынешняя фабрикация их послужит прямо к вреду науки". "... я не полагаю, чтобы Монетный двор, ... место, где уничтожаются все найденные в государстве фальшивые монеты, мог приготовлять таковые древние монеты, которые в существе своем тоже должны быть причислены к фальшивым", тем более, что "у всех образованных народов подделка древней монеты считается непозволительною и бесчестною". Конец цитаты.
По вопросу принадлежности подписи ОК будет кстати привести цитату из работы Семенова В.Е. "Монетное дело. Резчики монетного двора 1718 – 1720 гг.", откуда следует два разных мнения от двух авторитетных учённых и нумизматов.
... "Гиль относил штемпели с ОК или КО к работам Отфрида Кенига. Основой для такой атрибуции стал "Словарь медальеров и других лиц", выпущенный известным исследователем медалей Юлием Иверсеном в 1871 году. В нем указано: "Кениг, Отфрид. Прибыл в Россию в 1717 году в качестве медальера. Дальнейших сведений о нем я не имею." и высказано предположение, что оба знака принадлежат этому медальеру.
Сотрудник Государственного Эрмитажа Евгения Семеновна Щукина в своей кандидатской диссертации доказывает принадлежность этих знаков русскому мастеру, причем одному и тому же; в докторской "со значительной долей уверенности" предполагает его фамилию - Осип Калашников; а в работе 2002 года "Монограммы и подписи на русских медалях XVIII - начала XX веков" уже безусловно приписывает последнему оба знака".
Что касается знака ОК на данной серебряной медали (илл.1), то скорее всего, эта подпись принадлежит Отфриду Кенигу нежели Осипу Калашникову, так как на реверсе медали изображена корона петербургского образца, отличающаяся деталями от корон имеющихся на продукции московского монетного двора того времени. А как известно в то время на СПб работал резчиком именно Отфрид Кениг, а Осип Калашников был штатным резчиком ММД, и тем более, с 1727 года находился под арестом .
Казбек Темираев.

Изменено: spartak85 - 10.11.2016 16:55:07
5 копеек 1727 кд, оценка
 
[QUOTE]Kaneps пишет:

Я видел эти отличия, но есть одно но! Ремонт штемпелей, что в данном случае имеет место быть, на мой взгляд.
  [/QUOTE]
Ремонт штемпеля может сделать буквы или цифры на штемпеле шире или уже, рельефом выше или ниже. Но ремонт штемпеля (в данном случае) не мог  переместить в сторону цифры года.
Сходство штемпелей объясняется тем, что их готовил один мастер с применением одинакового инструмента.
Вот ещё дополнительный пример того, что эти штемпели изначально были разные. На одном штемпеле по краю 51 рубежка, а на втором 54 рубежки.
5 копеек 1727 кд, оценка
 
[QUOTE]Kaneps пишет:

Из трёх пятаков (пост 69) все реверсы одноштемпельные, и аверсы верхнего и среднего тоже, только на нижнем аверс другой и то не уверен по этим фото.

[/QUOTE]
Не совсем так! Реверсы у среднего пятака и у нижнего  - есть разные штемпели. Это хорошо видно даже по расстоянию между цифрами года. (указано стрелками).
И аверсы у среднего и у нижнего тоже разноштемпельные. У среднего центральная корона посажена ниже чем на нижнем аверсе.. И лапы у орлов под разными углами.

5 копеек 1727 кд, оценка
 
[QUOTE]Kaneps пишет:
[QUOTE]spartak85 пишет:

Вот эти из той же серии.


[/QUOTE]
Так уж и серия, все монеты одноштемпельные, у меня есть в архиве и более ранние картинки этой штемпельной пары с широкой Е но мне никогда не приходилось её держать в руках. Перерезок видел много.
Вот появление новой штемпельной пары Вас не напрягает?
.[/QUOTE]
Из трёх пятаков (пост 69) не все одноштемпельные. Одноштемпельные только верхний пятак и второй. Нижний пятак оттиснут другой штемпельной парой.
Вот этот пятак (см.ниже) тоже оттиснут другой штемпельной парой.
А пятак ТС получается четвёртая штемпельная разновидность из этой серии.
П:С: Справедливости ради надо сказать, что эта серия "копеЕкъ"  КД. (с широкой буквой "Е") встречается реже чем пятаки с надписью "копеIкъ".

Изменено: spartak85 - 13.10.2016 12:11:00
5 копеек 1727 кд, оценка
 
[QUOTE]Донвол пишет:
Добрый день , форумчане каково ваше мнение?
С уважением.             [/QUOTE]
У Вас очень редкая разновидность пятака 1727 КД с широкой буквой "Е" в номинале. Эта мондворовская монета встречается гораздо реже чем с узкой перегравированной на штемпеле "Е" из " I ".
Вот эти из той же серии.


"Осторожно ефимок" или "Ефимки с призраком" .
 
ещё.



[ Закрыто] Уникальная рублевидная коронационная медаль 1728 года.
 
Статья дополнена интересными сведениями и добавлена ещё одна иллюстрация медали (илл. 7.)
Так же, в данной статье впервые приводятся факты непосредственного участия Якоба Рейхеля в фабрикации копий медалей с поддельными подписями давно ушедщих медальеров. (к примеру ОК - Отфрида Кенига.)

Уникальная рублевидная коронационная медаль 1728 года.

В истории российского медального производства, одно из заметных мест по количеству разнообразий новодельных экземпляров, занимает группа медалей на коронование императора Петра Второго. И кажется, что все разновидности давно известны и описаны в многочисленной нумизматической литературе, а некоторые даже воспринимаются как подлинные экземпляры. Но как показывают обстоятельства - не всё так просто в диференцации новодельных медалей от тех подлинных, которые были изготовлены для раздачи на церемонии коронования Петра Второго в 1728 году. И оказывается, что среди серебряных рублевидных медалей на коронования императора Петра Второго не все штемпельные разновидности нам известны, и подчас нас ждут удивительные открытия в этом особом мире - в мире русской нумизматики XVIII века.
Обнаруженная в 2016 году рублевидная коронационная медаль 1728 г. с подписью медальера ОК под бюстом императора Петра II (илл.1. до чистки и илл.1А. после) (из собрания автора) как ни странно, но на сегоднящеий день является единстаеным известным экземпляром отчеканеным этой штемпельной парой. А так же является единственным известным экземпляром имеющим сходные параметры с рублёвиками того времени. т.е. вес - 27.4 гр., диаметр - 42 мм. Здесь сразу же нужно отметить, что исходя из документа (илл.2) взятый из каталога "Die Reicheische Munzsammlung in St.-Petersburg 1842—50 г." видно, что в знаметитом собрании Якоба Рейхеля находилась, так же, большая серебряная коронационная медаль диаметром 42 мм. с подписью медальера ОК, но вес её составляет 34 гр, что явно не соответствует параметрам рублевидной медали. Так же существует заметная разница в круговой легенде на реверсной (оборотной) стороне рейхелевской медали от рассматриваемого экземпляра (илл.1). А именно, исходя из того же документа (илл.2 №1650) видно, что на реверсе рейхелевского экземпляре буква "О" изображена не круглой как на подлинном экземпляре (илл.1) а фигурной W-образной формы, как и на всех известных новодельных экземплярах. И как покажет дальнейщий ход событий при рассмотрении данной темы, на сегодня, единственной подлинной коронационной рублевидной медалю Петра Второго является только один экземпляр приведённый на иллюстрации 1.
Как известно из сайта e-reading.club "Глава пятая Коронация" 1 ноября 1727 года Верховный тайный совет велел президенту Берг-коллегии А.К.Зыбину изготовить необходимое количество коронационных медалей. 6 ноября 1727 года Зыбин получил рисунок медали с многозначительной надписью по кругу: «От тебя с тобою и к славе твоей».
Первоначально коронацию предполагали провести в декабре 1727 года. Однако 9 ноября Ромодановский донес Г. И. Головкину, что хотя «вороты строятся со всяким поспешением», но предвидится задержка «в картинах, каковым надлежит быть на тех воротах». По этой причине коронацию перенесли на 7 февраля 1728 года, о чем было велено «публиковать чрез офицеров с военною музыкою». Но и эту дату пришлось перенести – по причине болезни императора.
В итоге коронация состоялась 25 февраля 1728 года.
Как показывают события, дата проведения коронации менялась неоднократно, и до конца не было уверенности (для верховников) в том, что непридётся снова переносить дату коронации. И по этой причине, скорее всего, на подлинных штемпелях, которые вырезались к дню коронации, не могла быть указана точная дата "25 февраля" см. (илл.1). Так как, что бы штемпель привязать к точной дате нужно быть уверенным в этой дате заблаговременно. Но как видно из источников по этой теме, заблаговременной уверенности в точной дате коронования - не было!
Отсюда, вероятнее всего, все медали имеющие на реверсе обозначение даты "25 февраля" не могли быть изготовлены до этой даты. И эта категория медалей является новодельной и, естественно, не предназначалась для раздачи в день коронования Петра Второго.
Из архивных документов (илл.3.) видно, что при подготовке к цепемонии коронования императора Петра Второго, предусматривалось изготовление серебряных и золотых медалей как большого формата так и малого. Так же в документе оговаривается количество и вес медалей. К примеру вес золотых медалей большого формата составлял около 41 гр, а малого червонного формата как и у червонца - 3,4 гр. Для серебрянных коронационных медалей малого гривенного формата, как видно из документа (илл. 3), вес предусматривался как и у гривенников - 2,8 гр. К сожалению в приведённом указе вес медали большого формата не указан, но обнаруженная подлинная медаль (илл.1) показывает, что технические параметры большой серебряной медали полностью соответствовали параметрам рублёвиков того времени. То есть, если для малой серебряной коронационной медали выбрали параметры гривенника (отсюда и название в указе "гривенные медали" ) , то вполне логично, что для большой серебряной коронационной медали выбрали параметры рублёвика. Такой выбор параметров облегчал приготовление коронационных медалей за счёт уже имевшихся монетных кружков изготовленных в стандартах десятичной системы - традиционно применяемой в русском денежном производстве.
Но в упомянутой работе "Глава пятая Коронация" из e-reading.club, есть вскользь сообщение о серебряных коронационных медалях 1728 г. достоинством до 4-ёх рублей.
В целом, в работе "Глава пятая Коронация" приводятся объективные данные взятые из архивных источников (эти источники в виде Указов так же встречаются и у других авторов). И только сведения о серебряных медалях выше рублёвого достоинства не подкрепляются ни какими архивными источниками. По всей видимости сообщение о "них" в литературе появилось по причине, что известные коронационные серебряные медали 1728 г. диаметром более 60 мм. и весом около 100 грамм с подписью "Шульц" будучи новодельными ошибочно воспринимаются как оригинальные.
На самом же деле, как показывают расчёты из архивных источников, то изготовлять коронационные серебряные медали 1728 г. выше рублёвого номинала - было явлением алогичным. И вот почему!
Как уже отмечалось золотые коронационные медали (как и серебряные) в архивных документах назывались большие и малые. Оттуда же следует, что малые золотые медали назывались ещё червонными так как были весом в один червонец - 3,4 гр. Значит не исключалось их использование в денежном обращении наравне с червонцами.
Теперь, если даже представить серебряную медаль достоинством в три рубля то получится, что её внутреннее достоинство больше чем у золотой "червонной медали", так как на тот момент червонец был ниже чем 3 рубля.
А как известно из документов, золотые медали раздавались персонам более высокого ранга чем те, которым раздавались серебряные медали. Так что не могли в нарушение субординации раздавать медали с более высоким внутренним содержанием людям более низого ранга, и наоборот.
Здесь надо отметить ещё один важный момент! Если даже допустить, что среди серебряных коронационных медалей Петра Второго были медали двухрублёвого веса, то скорее всего, они могли быть оттиснуты штемпелями которыми готовили медали рублёвого эквивалента. По аналогии двойных червонцев Петра Первого, которые чеканились штемпелями одинарных червонцев. Это заметно сокрашало не только расходы по изготовлению штемпельного материала, но и заметно сокрашало время на их производство.
Так что, диаметр серебряной коронационной медали 1728 г. больше чем диаметр рублёвика, говорит не в пользу её оригинальности - а в пользу её новодельности.
А наличие на этих крупногабаритных медалях подписи "Шульц", говорит не только о её новодельности - но и о том что они относятся к КПМД (Коммерческим Поддекам Монетного Двора) середины 19 столетия.
К сожалению, на сегодня, не известно ни одной подлинной коронационной медали 1728 года с подписью медальера А. Шульца, хоть он и фигурирует в Указах как главный исполнитель штемпелей к медалям на коронования Петра Второго.
В нумизматических источниках, довольно часто, можно встретить изображения новодельных медалей на коронацию Петра Второго, имеющих не только разные весовые и габаритные характеристики, но и отчеканеные в разных металлах; от цинкового сплава и до золотых экземпляров. Тогда как подлинные медали (как известно из тех же архивных документов) чеканились только в золотых и серебряных сплавах. Так же, информация с иллюстрациями коронационных медалей имеется в книге Ю. Петрунина под названием " Известный и неизвестный рубль Петра Второго". Из всех приведёных там иллюстраций особое внимание обратим на соразмерные медали со знаком ОК исполненные в бронзе (илл. 4.) и в белом металле (илл. 5.), диаметр которых составляет 42 мм. как и у подлинного экземпляра (илл.1). При всей схожести на первый взгляд, но оформление новодельных медалей (илл. 4. и 5.) отличается от оформления подлинной медали (илл.1), так как они отчеканены разными штемпельными парами. Это хорошо видно по разному расстоянию между завитком локона и верхней частью воротника (илл. 6.). Если сравнить внимательно, то видно что на серебрянной медали голова императора больше чем на бронзовой медали. И очень важно здесь то, что на подлинной серебряной медали (илл.1) круговая легенда исполнена архаичным шрифтом полностью идентичным тем что на рублёвиках Петра Второго. А на новодельных медалях (илл. 4. и 5.) шрифт хоть и похож на архаичный шрифт серебряной медали (илл.1) - но является иным; более аккуратным, современным и с иной стилистикой исполнения. То есть, буквы круговой легенды на штемпельный материал (илл. 4. и 5.) набивались литерными пуансонами, тогда как во время правления императора Петра Второго шрифт наносился другим (более архаичным методом) включая штихельный и иной инструмент.
Но при этом многие детали в драпировке одежды на сравниваемых медалях (илл.1) и (илл.4) совпадают с удивительной точностью. Так же с удивительной точностью совпадают расположение букв к деталям портрета. Это можно хорошо проследить в начале и конце круговой легенды и в верхней части штемпеля.
Этот факт наводит на мысль, что штемпели к бронзовой медали готовились позже чем указанная на них дата. И при их изготовлении образцом-подражанием являлась подлинная коронационная медаль штемпельной разновидности как серебрянная медаль (илл. 1).
Учитывая то, что в Указах того времени речь идёт об изготовлении только серебряных и золотых медалей к коронации Петра Второго и нет сообщения на изготовление медалей в ином металле, и то что имеющаяся на (илл. 4. и 5.) разновидность шрифта не встречается на рублёвиках Петра Второго, можно с большой долей уверенности говорить о том, что данные экземпляры являются продуктом КПМД, изготовленные на СПб по часнтному заказу в XIX в. И при этом на Монетном дворе пошли даже на нарушение всех морально-этических норм - поставив на новорезные штемпели подпись давно ушедщего медальера ОК.
О подобном же случае сообщал Юлий Иверсен в 1872 году в своей книге " Медали на деяния Императора Петра Великого" стр. ХVI.
Цитата: "С этих грудных изображений сделаны были, по предложению директора банка Якоба Рейхеля, в начале сороковых годов того столетия, новые копии, из которых на одной обозначены так же буквы О.К., без всякого указания на то, что это копия с копии." Конец цитаты:
В данном случае хоть и сказано про медали Петра Великого, но эта цитата Иверсена полностью подтвеждает, что Рейхель имел непостедственное отношение к фабрикации медалей (с незаконными подписями) - образовавщие собой категорию КПМД. И было бы наивно думать, что по предложению Рейхеля была сфабрикована только одна медаль с подписью ОК и не могли быть сфабрикованы другие медали (к примеру) с подписью "Шульц"
И подтверждение этому есть в книге В.П.Смирнова за 1908 год под названием "Описание русских медалей". Где в предисловии есть сообщение, что в 1858 и 1868 г.г. Управлением С.П.б. были изданы каталоги (краткие перечни) штемпелей находивщихся в то время в медальной части. И под номером № 215/б идёт описание штемпельной пары, где на лицевой стороне в обрезе плеча есть подпись SCHVLTZ. F. Оборотная сторона подобна обор. стор. №215/а. Надпись по окружности: wтъ тебя. стwбwю. и къславе твwей. КОРОН. ВМОСК. 25 февраля 1728. Диаметр 63,5 мм.
Вряд ли можно полагать, что подлинная штемпельная пара изготовленная в 1728 году могла сохраниться на Монетном дворе до 1868 года.
А раз так, то этот экзерсис полностью подтверждает происхождение данной штемпельной пары как КПМД XIX в. с использованием поддельной подписи давно ушедщего мастера А. Шульца.
Далее. С обнаружением подлинной серебряной рублевидной коронационной медали (илл. 1.) все известные изображения портретных коронационных медалей Петра Второго (с подписями и без таковых) можно разделить на три основные категории.
1. В первую категорию входят подлинные (золотые и серебряные) коронационные медали изготовленые до 25 февраля 1728 года к дню коронования Петра Второго. Эта категория предназначалась для раздачи во время церемонии коронования Петра Второго. На сегодня известен только один подлинный экземпляр на иллюстрации № 1.
2. Во-вторую категорию входят новодельные медали, которые были изготовленны во времена правления Елизаветы Петровны, Петра III (в Указе от 17 января 1762 г. даже педусматривалась перечеканка монет новыми штемпелями с портретами прежних монархов.) и Екатерины Второй, на монетных дворах с политико-исторической целью увековечивания памяти ушедщих российских монархов. Эта категория коронационных медалей спецально готовилась диаметром более 60 мм. (как настольные медали) для лучшей рекламно-просвятительской работы. Примеры таких медалей с подписью Гасс, ОК (Осип Калашников) и т.д.
3. В третью категорию входят КПМД (Коммерческие Подделки Монетного Двора), которые были изготовлены на СПб со-второй четверти и до середины 19 столетия (в разных металлах от 42 мм. до 65 мм.) с чисто коммерческой целью и по частным заказам. На некоторые из них наносились поддельные подписи давно ушедщих медальеров; к примеру О.К.(в данном случае Отфрид Кениг) и Шульц. Монетный Двор принимал заказы на такие подделки для получения дополнительной финансовой выгоды. Пример КПМД диаметром 63,5 мм. с поддельной подписью "Шульц" можно увидеть в музее Московского Кремля, которая позицируется как подлинная (илл. 7.). (Аналогичная штемпельная пара описана в упомянутой выше книге В.П. Смирнова за 1908 г. под №215/б.)
Здесь нужно помнить, что медали (илл.4, 5 и 7) хоть и являются примером медальерного искусства монетного Двора середины XIX века, но по сути и содержанию своей не имеют отношения к времени коронации Петра Второго. Эти КПМД, а так же новоделы XVIII в. не могут сравниться по своей исторической и нумизматической значимости с подлинной медалью (илл.1), штемпели к которой готовил медальер ОК на стыке 1727 и 1728 г.г. . Не исключено, что эти КПМД могли, так же, быть изготовлены по частному заказу влиятельных персон, таких как; купец С. А. Еремеев, статские советники Лавров и Чичерин, нумизмат Сабатье и т.д. Которые, как свидетельстуют архивные документы, приведённые в работе Бартошевича В. В. "О судьбе монетных штемпелей Санкт - Петербургского монетного двора", были частыми клиентами на СПб по заказу новодельных монет и медалей (в том числе и экзотических) для пополнения своих коллекций и для выгодной продажи.
Так же, в выше указанной работе Бартошевича, можно прочитать некоторые критические высказывания начальника СПб. А.Р. Армстронга в декабре 1846г. Наибольший интерес, представляют принципиальные соображения Армстронга о вреде изготовления новодельных монет вообще.
Цитата: "...приготовлять подобные монеты для посторонних мест и особенно для частных лиц, которые могут выдавать их и пускать в продажу под названием оригинальных древних монет, я считаю весьма вредным для науки. При небольшом числе сохранившихся в собраниях настоящих древних монет, наполнение сих собраний монетами древнего штемпеля, но приготовленными ныне из металлов не соответствующих им пробою, каковые в последние годы постоянно почти выделываются на здешнем Монетном дворе и притом в весьма значительном количестве, может в последствии времени привести нумизматиков в большое затруднение относительно пробы и веса древних монет и даже поселить в них ложные понятия об этом предмете. Таким образом, вместо той пользы, какую по-видимому, можно бы ожидать от увеличения в нумизматических собраниях древних монет, нынешняя фабрикация их послужит прямо к вреду науки". "... я не полагаю, чтобы Монетный двор, ... место, где уничтожаются все найденные в государстве фальшивые монеты, мог приготовлять таковые древние монеты, которые в существе своем тоже должны быть причислены к фальшивым", тем более, что "у всех образованных народов подделка древней монеты считается непозволительною и бесчестною". Конец цитаты.
По вопросу принадлежности подписи ОК будет кстати привести цитату из работы Семенова В.Е. "Монетное дело. Резчики монетного двора 1718 – 1720 гг.", откуда следует два разных мнения от двух авторитетных учённых и нумизматов.
... "Гиль относил штемпели с ОК или КО к работам Отфрида Кенига. Основой для такой атрибуции стал "Словарь медальеров и других лиц", выпущенный известным исследователем медалей Юлием Иверсеном в 1871 году. В нем указано: "Кениг, Отфрид. Прибыл в Россию в 1717 году в качестве медальера. Дальнейших сведений о нем я не имею." и высказано предположение, что оба знака принадлежат этому медальеру.
Сотрудник Государственного Эрмитажа Евгения Семеновна Щукина в своей кандидатской диссертации доказывает принадлежность этих знаков русскому мастеру, причем одному и тому же; в докторской "со значительной долей уверенности" предполагает его фамилию - Осип Калашников; а в работе 2002 года "Монограммы и подписи на русских медалях XVIII - начала XX веков" уже безусловно приписывает последнему оба знака".
Что касается знака ОК на данной серебряной медали (илл.1), то скорее всего, эта подпись принадлежит Отфриду Кенигу нежели Осипу Калашникову, так как на реверсе медали изображена корона петербургского образца а не московского. А как известно в то время на СПб работал резчиком именно Отфрид Кениг, а Осип Калашников был штатным резчиком ММД, и тем более, с 1727 года находился под арестом .

Казбек Темираев.

Изменено: spartak85 - 03.09.2016 18:21:35
Страницы: 1

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●