Я бы разделил понятие портрета и образа. Чаще мы имеем дело с образом - приукрашенным, героизированным, с сохранением (не всегда) определенного портретного сходства. Достаточно вспомнить портреты Августа на монетах конца его правления. Примеров тьма... Это я к тому, что образ в подавляющем большинстве случаев был важнее строгой "портретности".
Вот и я к тому, что в образах искать портретного сходства не стоит. Трудно это. Да и есть ли оно - вопрос. И вопрос, а где первое и где второе ? ))
Boris GodonEarth пишет: Не факт. Запросите у продавца фото гурта на 13:00, там где на аверсе обозначается "трещина". По этим фото выглядит как псевдотрещина, не имеющая сквозного характера. Или фото этого места микроскопом. Наличие множества мелких пузырьков, в том числе в районе бусового ободка, также по этим фото внушает некоторую тревогу. По таким фото, считаю, покупать опасно.
Продавец не может сделать более крупные фото, так что действительно опасно. Поэтому от покупки воздержусь. Спасибо всем кто высказался в этой теме.
Правильно. Если продавец не может предоставить полной информации о том, что продаёт - лучше воздержаться.
Akrosas пишет: Это вот вспомнился какой-то отрывок из похода АМ, когда он аж целый месяц пьянствовал (бывало сутками), отмечая какую-то победу. Думаю за такой месяц там портрет здорово изменился.
Да уж ... После месячного запоя лицо явно было было не для ваяния скульптур.
Вот это очень верное замечание. По факту, любой человек даже за месяц может измениться до неузнаваемости. Достаточно проследить за голливудскими актерами - к ним требования такие, что швах. Каждый месяц, то ежедневная качалка, то ежедневное поедание килограммов тортиков, для специального ожирения под определенную роль.
Это да. Тем более что человек прошедший пусть такой и короткий но весьма насыщенный путь, в разные периоды этого пути и выглядел по разному. Победы и поражения, травмы как психологические так и физические, раны, болезни ... Всё это откладывало свой отпечаток на лицо АМа безусловно. Если на этой тетре Лисимаха АМ такой, упорно-упрямый, властный, безкомпромисный ... То на той драхме что я выше упоминал, было лицо человека уже очень уставшего, и пожалуй стоящего на пороге смерти. Ну, как то так мне виделось и видится.
Akrosas пишет: Егор, даже стало интересно, а какой тогда по-твоему Александр вообще похож на Александра? ))) Надеюсь не пергамские тяжелые лица с тетр Лисимаха...
Ох ... Если бы я знал Артур ... )) Хотелось бы верить, что примерно выглядел он так, как на этой медной фессалийке. Но опять же, всё очень, очень субъективно ...
Вот однажды, лет с десять назад, попалась мне в руки драхма Лисимаха. Ни до, ни после монетки Лисимаха с таким портретом мне уже не попадалось. Там было ЛИЦО, утончённое, ещё молодого но уже смертельно уставшего человека. Вот в ней виделся Александр, и верилось что это - он ... Чем то лицо это было похоже на это:
Но, не совсем такое. Что-то похожее на это. Жаль, фото той монеты не сохранилось. Как и самой монеты ...
Akrosas пишет: Да тут дело не в споре, а раскапывании истины. И в итоге мы знаем только то, что ничего не знаем. Но я когда-то было портреты рисовал, так что уверенно скажу, что тут все же одно лицо, хотя бы по пропорциям. А уж губы и глаз с глазницей - это актерские дела - можно и на паспортное фото так губы и глаза выпучить, что погранцы не узнают )))
Вот знать бы еще, когда деки Пора хоть выпущены: 327-й год, или 325-323 гг или уже вовсе Селевком Никатором после смерти АМ.
Цитата
Йохчи пишет: А я портретов то вовсе не видел ... Изображения Геракла, видел ... Портретов, нет. )))
Кстати, да. Частая ошибка называть изображения богов - портретами. Лик Геракла - это другое дело, но никак не портрет. Да и в случае с АМ тоже тяжелый случай - он же был богом. В целом, как сказали спартанцы: "Если Александр Македонский хочет быть Богом, пусть будет им."
Это верно. Версий, предположений много. А с доказательствами часто очень плохо ... И кстати да. Если Александр хотел быть богом, считаться, то может стоит искать его в Зевсе ?
Да-а ... Сравнить бы раннюю скульптуру какую, с его изображением с монетами. Возможно бы, тогда. А пока, как выше написал, некие сходства увидел только на одной ( крайней правой ) медяшке фесалийской. И всё. Да и то, АМ ли это или Ахилл ... Вопрос ... Это к скульптурам представленным. А на тетре в скальпе слоника где он, сходства с предоставленными скульптурами не увидел. Увы. Хотя конечно, на ней, тетре этой - АМ. Но, таким ли он был ... Вопрос ? Коммеморативку же, как написал выше, рассматривать в качестве некоего портрета вовсе не стоит. Не видать там черт лица характерных. Хотя и снова ясно что там - он - АМ.
Мих Мих пишет: Для всех кому интересна эта ветка. Совместив деловую поездку с показом монеты получил такие вот результаты. Майклу монета не понравилась - шарики на поле монеты навели на мысль о литье (кипение металла) , порекомендовал сделать макросъёмку и обратиться к Д.Б., может позже воспользуюсь советом. Ещё смутили буквы легенды на реверсе. Владу монета в целом понравилась - "чеканная подлинная монета", но с оговорками: смущают шарики на поле и наличие похожей монеты. Как вариант, шарики это "роговуха", нужно только ковырнуть и посмотреть что будет. Несколько часов назад я решился на эксперимент, вооружился заточенной деревянной палочкой для суши и, не прилагая особых усилий, сковырнул шарики. Внутри темнно-серое содержимое, сверху тончайшая серебрянная шелуха. Под ними на поле темные пятнышки остались (сильное увеличение). Так что "роговуха", а не кипение металла при литье. Но точку ставить рано, по возможности буду "добивать" эту тему. Как-то так.
Не тему надо добивать, а Македона, на счёт возврата ему этого фуфла. И перевожу на общепонятный язык написанное выше - разговаривал с обоими по этому поводу. Мнение Майкла - однозначное фуфло! Мнение Влада, глубоко интеллигентного человека, старающегося ни кого, ни как, и ни чем не расстраивать - фуфло, но, фуфло хорошо сделанное и, ежели ни кому не показывать, то ни кто и не догадается.
Цитата
Мих Мих пишет: Хотелось бы близнеца увидеть. А лучше всего их рядом положить и сравнить. Может найдется.
Уважаю МихМиха, держит слово, сказал что бросит Античную нумизматику, судя по написанному выше, бросит. Правильно, искать и сравнивать фуфелочки - это и не нумизматика совсем
То есть, всё таки действительно фуфлом оказалась ?
Всё же коммеморативку по битве с Пором сложно назвать портретной монетой. Слишком всё мелко, схематично. Да Александр ( а кто ещё ? ) но, не портретная. В скальпе слоника ... Нос, глазные впадины, губы, подбородок ... Нет, не очень попадают под того, кого изобразили на бюсте что привёл Игорьдим. Вот крайняя медная фесаллийка справа, имеет сходство ... Сложно всё это ...
Akrosas пишет: Римская копия. Лисипп работал в бронзе. Так что не считается. Найти в скульптуре прижизненный портрет АМ - это большая проблема. Может быть вот этот, и то совсем не факт...
Согласен, что копия, но иконографически Александр все равно отлично известен: у всякой копии могут быть погрешности, но если разные копии разных мастеров, работавших в разное время обнаруживают очевидное сходство между собою, мы можем составить мнение и о недошедшем подлиннике. Не надо впадать во грех гиперкритицизма ))
Не факт. Один скопировал у другого, тот - у него, и так далее .. А где гарантия, что первый копировал с близкого к реальности изображения ? Вот я к тому и веду, что как он выглядел мы, увы не знаем доподлинно. А на монетах, от АМа до Лисимаха и Птолемея все "морды-лиц" разные.
Йохчи пишет: Но, а нам доподлинно известно как выглядел АМ ? Ну, что бы действительно было что с чем сравнивать ... По моему, если конечно не ошибаюсь, его портретов, изображений до нас не дошло ...
Как же не дошло? Дошли отличные портреты, восходящие к Лисиппу (который, согласно Плутарху, имел монополию на скульптурные изображения царя).
Да, безусловно Лисипп ... Ну, теперь можно отделить "зёрна от плевел". Хотя бы в перовом приближении. ))
Мих Мих пишет: Я и не спорю, но есть мнение что и на тетрах АМ у Геракла схожие с царём черты. Опять же, это только версия, т.к. Вы ранее правильно заметили "как выглядел Геракл никто не знает". "Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - науке это не известно":)
Да, обычно этого мнения придерживаются дилеры. Мол портрет АМа и так далее ... И да, нам же не известно как выглядел Геракл. Но, а нам доподлинно известно как выглядел АМ ? Ну, что бы действительно было что с чем сравнивать ... По моему, если конечно не ошибаюсь, его портретов, изображений до нас не дошло ... Опять же, это к вопросу об изображениях на тетрах Лисимаха или Птолемея в бытность сатрапом. Вроде как там АМ изображён ... Вроде как ... )) Хотя вот если пересмотреть тетр этих царей-сатрапов то, какого-то единого человека там не видится. Одного. Хотя есть такие изображения, что хочется верить что вот он - АМ. Но ... я лично, очень скептически к этому отношусь. Впрочем, думаю сейчас подтянуться коллеги в эту тему и может я, под напором неких аргументов буду вынужден отодвинуть свой скепсис по этому вопросу, узнав что-то новое по нему.
На этой монете угадываются черты реального человека - Митридата 6 Евпатора. Я думаю не будет ошибкой назвать портретом изображение на аверсе.
На этой, определённая схожесть есть. С изображениями Митридата Евпатора на его тетрах. Многие монеты периода эллинизма несут на себе изображения - портреты царей. Это известно. Но, речь выше шла об общих тетрах АМа. А на них, не портрет - изображение Геракла.
igordim пишет: А часто ли видели тетры АМ, с улыбкой. Портреты всегда хмурые, или без эмоций.
Цитата
Мих Мих пишет:
Не улыбается, но по всему видно что доволен.
А я портретов то вовсе не видел ... Изображения Геракла, видел ... Портретов, нет. )))
Портрет с французского это и есть изображение. Сейчас этот термин применяют только к реальным персонажам (людям). Вот определение: Портрет - (от французского portrait, от устаревшего portraire - изображать), изображение (образ) какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности. Портрет - один из главных жанров живописи, скульптуры, графики. Важнейший критерий портретности - сходство изображения с моделью (оригиналом). Оно достигается не только верной передачей внешнего облика портретируемого, но и раскрытием его духовной сущности, диалектического единства индивидуальных черт, отражающих определенную эпоху, социальную среду, национальность. В то же время отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, эстетическое кредо, находящее воплощение в его творческой манере, способе трактовки портрета, придают портретному образу субъективно-авторскую окраску. Различают портреты станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (фрески, мозаики, статуи), парадные и интимные, подгрудные, в полный рост, анфас, в профиль и т. д. Существуют портреты на медалях, геммах (глиптика), портретная миниатюра. По числу персонажей портреты делятся на индивидуальные, двойные, групповые. Специфический жанр портрета - автопортрет. Подвижность жанровых границ портрета позволяет в одном произведении сочетать его с элементами других жанров (портрет-картина, портрет-тип, карикатура-шарж, сатирический портрет). Зародившись в глубокой древности, портрет достиг высокого уровня развития в древневосточной, особенно в древнеегипетской скульптуре, где он выполнял главным образом роль "двойника" портретируемого в загробной жизни. Подобное религиозно-магическое назначение древнеегипетского портрета приводило к проецированию на канонической тип изображения индивидуальных черт определенного человека. В Древней Греции в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей.
Собственно, дальше выделенного идти не стоит. )) Это же не портрет Геракла ? Так как если он и был, то как выглядел никто не знает. )) И не портрет АМа тем более. Значит, изображение. Не портрет. В нашем, не Хранцузском понимании. ))
IgorK пишет: Может "греки" что-нибудь знают об "официальных " плакировках?
А "греки" вообще тему почти проигнорировали. Или сделали вид, что не заметили (перфекционисты какие-то и снобы от нумизматики). Подкину вот такой статер для размышлений:
rebus пишет: Выложить свой последний фотоотчёт по Ливану? Правда, там больше лирики, чем антики, которая была по первым впечатлениям в первые поездки...
Йохчи пишет: Одно из бывших семи чудес Света - храм Артемиды. Точнее то, что от него осталось ... Болотистая низина, с ленивыми водяными черепахами, бродящими козами вокруг и аисте свившем гнездо на остатке колонны ...
Кстати, там один обрывчик рядом интересный, метра два в высоту, из которого на всю его высоту торчит куча кусков керамики вперемежку с чьими-то костями, походу человеческими, судя по кускам черепов.
Вот этого не помню. А "туристикус вульгарис" там предлагали помню. "Древний монет надо" говорят.
Одно из бывших семи чудес Света - храм Артемиды. Точнее то, что от него осталось ... Болотистая низина, с ленивыми водяными черепахами, бродящими козами вокруг и аисте свившем гнездо на остатке колонны ...