Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 След.
Античные места
 
В Археологическом музее Ареццо также есть небольшая витрина с литыми монетами Этрурии. В верхнем ряду лежит огромный этрусский квинкуссий (монета в 5 ассов). Бандура здоровенная, РЕАЛЬНО её размер с чайное блюдце, т.е. поболе ольвийского асса будет!

 

Античные места
 
И ещё чуть-чуть...

 

 

Античные места
 
И мои 5 копеек про музейные хождения. Фотографировать монетки через витринное стекло – дело неблагодарное: всё бликует, лампа или окно сбоку безбожно «засвечивают» изображение и т.п. Поэтому в музейных походах даже и не пытаюсь…

Но всё же есть иногда желание хоть как-то зафиксировать нумизматическую красоту. Сам я довольно неровно дышу к ранней чеканке Римской республики и прекрасно понимаю, сколько всего должно было сойтись в одной точке, чтобы, скажем, сохранился и до нас дошёл прекрасный, центрованный, хорошо «пролитый» ранний республиканский асс или здоровенная литая монета, отчеканенная в Этрурии.

На мой взгляд, самое лучшее собрание таких монет имеется в нумизматическом кабинете Национального археологического музея в Неаполе (при входе на экспозицию – направо и по лесенке на бельэтаж, в отдельное помещение из нескольких небольших залов). Там также имеется внушительное собрание монет Южной Италии, но я покажу только несколько витринок с римской бронзой. Вот:

 

 

Эстетика античных монет. Новые приобретения, красивые монеты из личных коллекций.
 
[QUOTE]rjkz1968 пишет:
По описанию аверса и реверса есть замечания?
[/QUOTE]

Есть. О "королевствах" в монетных описаниях можно говорить не ранее VI-VII в., до этого уместнее - "царство".

Если хочешь, я могу примерно ТАК описать твою монетку:

Царство Персида. Автофрадат I
тетрадрахма, начало — середина II в. до н.э.
(BMC. Arabia.200.1)

аверс: голова Автофрадата I в кирбасии, повёрнутая вправо.

реверс: царь в длинном одеянии стоит, повернувшись вправо; перед ним - зороастрийский алтарь-аташдан с зажжённым Священным Огнём; над аташданом парит крылатое божество Ахурмазда; справа от аташдана - стоит штандарт, украшенный кистями.

Где-то так. Извини за занудство.  ;)
Изменено: Никто - 21.02.2017 00:50:47
Эстетика античных монет. Новые приобретения, красивые монеты из личных коллекций.
 
[QUOTE]rjkz1968 пишет:
Оказывается почти рарик  
[/QUOTE]

Дык, рарик и есть - безо всяких "почти". Все эти ранние правители Персиды, - с их небритыми зверскими мордами и всякими так кирбасиями и башлыками на голове, - не только в таком шикарном сохране, но и в любом другом особо-то не попадаются. А имена-то у них какие мелодичные: Багадат, Оборз. Вахуберз, Пакур и пр.

Пестня... :)
Эстетика античных монет. Новые приобретения, красивые монеты из личных коллекций.
 
[QUOTE]rjkz1968 пишет:
Вчера совсем случайно приобрёл такую тетрадрахму

Королевство Персиды. Автофрадат (Vadfradad) I.
Аверс: Автофрадат на голове kyrbasia.
Реверс: Храм огня; король стоящий в молитве слева; направо, стандарт; выше, полуфигура  Ахурамазда
           

Увы, мои знания по этому правителю ограничиваются только данными Википедии:
Автофрадат — персидский сатрап середины IV века до н. э.
В правление персидского царя Артаксеркса II Автофрадат был назначен на должность сатрапа Лидии и Ионии. . Как царский военачальник он занимался борьбой против мятежного сатрапа Геллеспонтской Фригии Артабаза, которого он, вероятно, взял в плен осенью 364 года до н. э., но снова отпустил летом 361 года до н. э.

Местные иранские правители Персиды в начале нашей эры третьего века являются весьма спорными правителями. Некоторые ученые видят в них лояльных губернаторов Селевкидов, в то время как другие интерпретируют их как мятежников, пытающихся возродить независимое Персидское царство на счет Селевкидской империи.

Ахурамазда.  - авестийское божества, провозглашённое пророком Зороастром — основателем зороастризма — единым Богом. В Авесте Ахура Мазда — безначальный Творец,    в бесконечном свете, создатель всех вещейи податель всего благого, всеведущий устроитель и властитель мира и высший объект почитания зороастрийцев, называющих себя по-авестийски mazdayasna- «почитатель Мазды». Ахура Мазда является отцом Аши (праведности-истины) — закона, по которому развивается мир, покровителем праведного человека и главой всех сил добра, борющихся с «ложью» — злом и разрушением, происходящими в мире против его воли.
   

Если кто дополнит, буду признателен[/QUOTE]

Классная штукенция! Поздравляю!

Только изображённый не имеет никакого отношения к ахеменидскому сатрапу Автофрадату (IV в. до н.э.). На твоей шикарной монетке изображён Автофрадат I (или Вафрадат I), царь Персиды - небольшого государства отдельного государства, образовавшегося после распада державы Ахеменидов на северо-восточном побережье Персидского залива (начало — середина III в. до н.э.).

Про самого Автофрадата практически ничего неизвестно, кроме того, что он был четвёртым царём Персиды, где и правил в примерно в середине II в. до н.э.

А вот персидский сатрап Автофрадат выглядел примерно так (монетка, увы, не моя).

Интересные вопросы Античной нумизматики., Спрашиваем, объясняем, показываем, строим гипотезы и.т.д.
 
[QUOTE]IgorK пишет:
Черкесы какие-то, а не римляне. Интересно, где раньше эти уборы появились : на Балканах, или на Кавказе?
[/QUOTE]

А мне вообще азербайджанцы видятся..... ;)



А если чуть серьёзнее, то эта "папаха", скорей всего, действительно появилась в римском обиходе вскоре после иллирийских кампаний. Кроме порфировых "тетрархов", которых датируют примерно 2-й половиной IV в., чуть более раннее изображение я нашёл только на барельефе с западной стороны Арки Константина в Риме.

Плакированные античные монеты.
 
Кстати, великолепная стилистика монет Кирены и в дальнейшем не пропала втуне. Сохранились вот такие маленькие шедевры - уже периода Империи:

 
Плакированные античные монеты.
 
[QUOTE]IgorK пишет:
Сергей Георгиевич, спасибо за комментарий по изображениям аверсов. Добавлю лишь, что с точки зрения проф. Крауфорда, автора основного на сегодняшний день каталога римских республиканских монет, на последнем типе из показанных денариев изображена Танит.[/QUOTE]

И Вам спасибо за интересную тему. Уважаемый г-н Крауфорд для меня тоже является высочайшим авторитетом по самым различным вопросам республиканской чеканки. Просто, чисто субъективно, я вижу, что некоторые его атрибуции сюжетов - ну, скажем так, "шаг назад", если их сравнивать с атрибуциями не менее уважаемого Э. Сайденхэма. Так вот, Сайденхэм атрибутирует аверс рассматриваемой монеты не как "Танит", а как "Цереру". Эта атрибуция мне как-то больше импонирует. :)

Что касается плакировки. Если всё же развить версию о том, что Корнифиций на короткий срок наладил собственную "военно-походную" чеканку в Северной Африке, то мне это кажется вполне логичным. В местах его подвластной провинции находился (и, вероятно, ещё существовал) старинный монетный двор в Киренаке. Думаю, именно поэтому все изображения на монетах Корнифиция сделаны в столь благородной "эллинистической" стилистике. Т.е. грех был бы располагаться в Кирене и не воспользоваться трудами и художественным опытом МЕСТНЫХ резчиков.

Вот сравните: это, конечно, монеты Кирены более раннего периода, но связь и преемственность, как мне кажется, видна.

 

Но, при этом, - судя по переписке Корнифиция, - у него были весьма небольшие запасы собственного серебра и золота для чеканки. А своим войскам платить-то надо было...

Потому-то ауреи и денарии Корнифиция так редки: мастера-резчики были хорошие, а вот драгметалл для чеканки - с гулькин нос!

Думаю, именно потому для увеличения общего объёма монетной чеканки могла вполне официально делаться плакировка. Среди немногочисленных монет Корнифиция  встречаются экземпляры, из которых прям лезет "инородное" (медное?) нутро.  

 

Всё изложенное - ИМХО, разумеется.
Плакированные античные монеты.
 
[QUOTE]IgorK пишет:
 
По богам сориентирует господин Плаксин, если заглянет в тему. Знаю только, что на нижнем денарии по одной из гипотез изображена карфагенская богиня Танит.
По верхнему денарию чувствуется явное сходство с Юпитером. Но... Если карфагеняне отождествляли Юпитера с Баалом, который имел бычье обличье, или бычьи рога, то на верхнем денарии мы видим бараньи рога. Так вот здесь, вероятно, идет отсылка к Амону Ра, ведь Амона древние египтяне представляли в виде барана с рогами. В любом случае, изображено, скорее всего, верховное божество - Юпитер, но ассоциированный с какой-то африканской традицией.
Немного отвлеклись от темы.[/QUOTE]

Спасибо! На мой взгляд, показанные монеты Корнифиция - одни из красивейших в чеканке Римской республики.

По изображениям на аверсе и реверсе, если позволите, небольшой оффтоп.

На аверсе первой монеты Квинта Корнифиция  изображён Юпитер Аммон (Iuppiter Ammon)  – латинское аналог греческого культа Зевса Аммона (изначально имевшего египетское происхождение),  почитавшегося под этим именем в Ливии, в оазисе Сива, недалеко от Кирены (Северная Африка).



Поклонение Зевсу в обличье барана связывают  с греческим мифом, повествующем о том,  что в отместку за избиение олимпийскими богами своих детей-гигантов мать-земля Гея, разделив ложе с Тартаром, произвела от него  своего младшего сына Тифона, которого называли самым большим из когда-либо рожденных чудовищ.
    Когда Тифон бросился на Олимп, все боги в страхе поспешили спрятаться в Египте, приняв вид различных животных. Зевс превратился в барана, Аполлон - в ворона, Дионис - в козла, Гера - в белую корову, Артемида - в кошку, Афродита - в рыбу, Арес - в вепря, Гермес - в ибиса и т.д. (Гесиод. Теогония, 820; Пиндар. Пифийские оды,  I, 15; Аполлодор, I, 6, 3; Овидий. Метаморфозы, V, 325-331; Гигин. Мифы, 152; Астрономия, II, 28; II, 30; Антонин Либерал. Метаморфозы, XXVIII).    
    Античные мифографы сообщают, что культ Аммона был введён Дионисом, которому (во  время его скитаний в пустыне) баран указал источник с водой. В благодарность Дионис поместил Овна среди небесных созвездий, а также построил храм Зевса-Аммона, «установив в нём статую с бараньими рогами»; рядом с  храмом находился священный источник «Амона рогоносного» (Геродот, IV, 181; Лукреций, VI, 848-852; Овидий. Наука любви, V, 790; Метаморфозы, XV, 308-310; Гигин. Мифы, 133; Астрономия, II,  20, 3–4; Луций Ампелий, II, 1).
    Оракул Зевса-Аммона, находившийся в Ливии, в оазисе Сива,  пользовался известностью почти одинаковой с Додонским и Дельфийскими оракулами (Геродот, II, 54-58; Цицерон. О дивинации, I, 95; Ювенал, VI, 554-555). Собственно говоря, это не был греческий оракул, но  он имел огромное значение  для Греции и, по различным мифам, к оракулу обращались  мифологические герои Персей и Геракл. По преданию, Геракл, придя к оракулу,  просил своего отца Зевса явиться к нему для разговора. Зевс ободрал барана и, натянув на себя руно и держа баранью голову перед собой, показался Гераклу и дал ему несколько советов. «Вот поэтому-то  и изображают Зевса с ликом барана», - добавляет Геродот (Геродот, II, 42; Аполлодор, II, 4, 3; Овидий. Наука любви, III, 790; Тацит. История, V, 3-4; Лукан. Фарсалия, III, 293; IX, 511-525; Арнобий, VI, 12).  
    Греки достаточно рано отождествили Аммона со своим Зевсом и, если верить источникам, слава его оракула уже в VI в. до н.э. была так велика, что к нему обращался, в числе прочих греческих оракулов, лидийский царь Крез, спартанский полководец Лисандр, афинский стратег Кимон и Ганнибал. Но особенно прославился оракул  после его посещения Александром Македонским. Способ гадания состоял в том, что жрецы в торжественной процессии носили на плечах культовую статую божества и  по его колебанию и движениям на троне узнавали волю бога и сообщали её вопрошающим (Геродот, I, 46; III, 26; Павсаний, III, 18, 3; IV, 14, 8; VIII, 11, 11; X, 13, 5; Диодор, XVII, 50; Страбон, XVII, 1, 43; Лукиан. О сирийской богине, 36; Курций Руф, IV, 7, 24; Плутарх. Кимон, 18).  
    С культом Аммона римляне, возможно, могли познакомиться  во время посещения Египта Юлием Цезарем или во время Гражданской войны в этом регионе, а также его упоминает Цицерон (Цезарь. Гражданская война, III, 5; Цицерон. О природе богов, I, 82; О дивинации, I, 3).

– голова Зевса-Аммона на ауреях и денариях, выпущенных Квинтом Корнифицием в  42 г. до н.э., указывает на то, что монетарий был промагистратом провинции Африка в 44-42 гг. до н.э. Именно в этот период Цицерон ведёт оживлённую переписку с Корнифицием (Цицерон. К близким, XII, 17-30) и, возможно, тогда же  Корнифиций был вынужден начать чеканку собственных денариев и ауреев для оплаты своих легионов, стоявших в Северной Африке.

    Изображение рогатого Зевса-Аммона иногда соотносят с номеном монетария (Cornuficius), производя его от слова cornus (лат. «рог»).
Корнифиций, сын народного трибуна 69 г. до н.э., ещё в 48 г. до н.э. был квестором у Юлия Цезаря, который в 45 г. до н.э. сделал его наместником в провинции Сирия, а в 44 г. до н.э. наместником в провинция  Африка (Africa Vetus) (Александрийская война, 42-44, 47). В 46 г. до н.э. он был наместником в Киликии.
После убийства Цезаря Корнифиций был наместником в Африке и, как сторонник партии Сената, отказался передать её Луцию Кальвисию Сабину, посланному в Африку Марком Антонием. В этот период Корнифиций, поддержав партию Сената,  становится одним из лидеров республиканцев, наравне с Брутом, Кассием и Секстом Помпеем (Аппиан. Гражданские войны, III, 85).
    Корнифиций на своём походном монетном дворе отчеканил несколько типов денариев и один тип ауреев, аверсы которых дают недвусмысленное указание на африканское происхождение его монетных выпусков.

Кроме Юпитера Аммона на ауреях и денариях, другие, показанные здесь, типы денариев Корнифиция изображают:
- персонификацию провинции Африка (это указывает на то, что монетарий был промагистратом провинции Африка в 44-42 гг. до н.э., куда он был назначен Юлием Цезарем)
- Цереру (которая олицетворяет хлебные богатства провинции Африка, поставляющей зерно для Рима).





    Видимо, Корнифиций пошёл на то, чтобы самому оплачивать свои легионы в Африке, т.к. Сенат не смог выделить на это средства. Об этом свидетельствует письмо Цицерона, который в июне 43 г. до н.э. отвечает Корнифицию на его многочисленные просьбы: «Что касается расходов, которые ты, по твоим словам несёшь и понёс на военные цели, то я решительно ни в чём не могу помочь тебе, так как и сенат осиротел с утратой консулов, и невероятно скудны государственные средства, которые собираются отовсюду, чтобы выплатить обещанное наиболее заслуженным солдатам, что, мне думается, неосуществимо без введения налога» (Цицерон. К близким, XII, 30, 4).



    На реверсе всех монет Корнифиция изображена богиня Юнона Соспита (Iuno Sospita – лат. «спасительница») в накинутой на голову козьей шкуре (символ плодородия), которая возлагает венок на самого монетария – в  одежде авгура с литуусом в руках, что должно было подчеркнуть принадлежность Корнифиция  к коллегию авгуров (с 47 г. до н.э.) (Цицерон. К близким, XII, 17, 1; XII, 18, 1; XII, 25, 6). Образ богини Юноны Спасительницы, особо почитавшейся в Ланувии, видимо, указывает на  ланувийское происхождение рода монетария.
    Можно предположить, что Корнифиций, «который также стоял за демократию», изображён принимающим венок от Юноны Соспиты, имеющий охранительные функции, за то, что после убийства Юлия Цезаря он принимал под своё покровительство («спасал») в своей провинции Африка беженцев, объявленных вне закона (Аппиан. Гражданские войны, IV, 36).
"Люди древнего Рима на монетах и в портретах"., Выход второй (первой) части работы Сергея Плаксина.
 
Продан 61 экземпляр.
Эстетика античных монет. Новые приобретения, красивые монеты из личных коллекций.
 
Константин! Жжёшь напалмом! :appl:

Надо лично для тебя ввести лимит на показ монет в этой ветке - максимум по одной штучке в неделю...  :facepalm: :)
"Люди древнего Рима на монетах и в портретах"., Выход второй (первой) части работы Сергея Плаксина.
 
[QUOTE]igor2711 пишет:
Приобрету один экз с автографом, если возможно.
[/QUOTE]

Без проблем. :)

Напишите мне, пожалуйста, в личку, - договоримся.
"Люди древнего Рима на монетах и в портретах"., Выход второй (первой) части работы Сергея Плаксина.
 
Я всё о своём, о девичьем...  ;)

Продано 52 экземпляра.
"Люди древнего Рима на монетах и в портретах"., Выход второй (первой) части работы Сергея Плаксина.
 
Продано 42 экземпляра. :)
"Люди древнего Рима на монетах и в портретах"., Выход второй (первой) части работы Сергея Плаксина.
 
[QUOTE]Аудитор пишет:
[QUOTE]Никто пишет:
Книжка большого формата[/QUOTE]
Георгич, это как? Больше, чем предыдущие?[/QUOTE]

Привет!

Это ты человек опытный и пару собак на этом деле съел, а другие, нормальные люди всё-таки не предполагают, что книженция в 880 страниц может быть ещё и большой по формату.

Пересекался тут недавно в метро с милой барышней, которая приехала на встречу с крошечной сумочкой (для смартфона и кошелёчка) и с уверенностью "ой, а я думала влезет". :)
Изменено: Никто - 25.01.2017 13:59:19
"Люди древнего Рима на монетах и в портретах"., Выход второй (первой) части работы Сергея Плаксина.
 
Продано 22 экземпляра.
тетр0халк партикОпеевич рЕскупоридов или сказ о диАболе на БосФоре, ДИЛЕРУ-НОВИЧКУ В ПОМОЩЬ
 
[QUOTE]Марсоход пишет:
[QUOTE]viktorious пишет:
Часто встречается ошибка Р Е скупорид...
Р И скупорид - это имя нескольких Боспорских Царей династии Аспурга. Писать имя Царя как р Е скупорид - НЕПРАВИЛЬНО[/QUOTE] Прошу вот только этого царя не трогать:
-Р е скупорид(В.А.Анохин"Монетное дело Боспора", изд.1986 год);
-Р и скупорид (Н.А.Фролова"Монетное дело Боспора", изд.1997 год);
-Р е скупорид(И.М.Станиславский"Монеты Боспорского царства", изд.2000 год);
-Р и скупорид(В.Н.Юшков"Боспорские монеты от..."изд.2010 года    
P.S. Для себя считаю написание Р и скупорид   [/QUOTE]

Спасибо! Хорошая и очень своевременная ветка. Как раз сейчас над похожими вопросами мучаюсь...

Именно по поводу: РИскупорид и РИметалк или РЕскупорид и РЕметалк???

Прошёлся тут бегло по книжным полкам и вот какая картина получилась.

За Рискупорида и Риметалка вытупают:

Гайдукевич В. Боспорское царство. М.-Л., 1949.
Казаманова Л. Введение в античную нумизматику. М, 1969.
Кругликова И. Боспор в позднеантичное время. М., 1966.
Цветаева Г. Боспор и Рим. М., 1979.
Фролова Н. Монетное дело Боспора. Т. 1-2. М., 1997.

За Рескупорида и Реметалка выступают:

Корпус Боспорских надписей. М., 1965.
Анохин В. История Боспора Киммерийского. Киев, 1999.
Станиславский С. Монеты Боспора и их стоимость. М., 2000.
Сапрыкин С. Боспорское царство на рубеже двух эпох. М., 2002.

Так что, как видим, и по научному весу, и по частоте употребления - более-менее "ровно".

Думаю, что именно сейчас можно говорить не о бесспорной "правильности", а об уже более-менее сложившейся традиции в русскоязычной нумизматике. В этом случае делать описание монет Ре/ископорида и Ре/иметалка через "И" стали гораздо чаще, чем через "Е". По-моему, это уже сложилось и стало гораздо более распространённым.

Примерно по тому же пути прошли боги Гелий и Ян. Такое транскрибирование считается более правильным и употреблялось (и даже сейчас употребляется) в русскоязычных трудах по античной мифологии. Но Гелиос и Янус уже настолько устоялись, что их не победить.

Предполагаю, что РИскупорид и РИметалк уже можно считать наиболее частой формой употребления, но их написание через Е - это всё же не ошибка, а один из вариантов прочтения.

А по ПантикОпею буду скучать... Но, славу Богу, есть и другие поводы улыбнуться и похихикать...  :)

 
"Люди древнего Рима на монетах и в портретах"., Выход второй (первой) части работы Сергея Плаксина.
 
 
"Люди древнего Рима на монетах и в портретах"., Выход второй (первой) части работы Сергея Плаксина.
 
   
"Люди древнего Рима на монетах и в портретах"., Выход второй (первой) части работы Сергея Плаксина.
 
 
"Люди древнего Рима на монетах и в портретах"., Выход второй (первой) части работы Сергея Плаксина.
 
 
"Люди древнего Рима на монетах и в портретах"., Выход второй (первой) части работы Сергея Плаксина.
 
О Г Л А В Л Е Н И Е

У ИСТОКОВ РИМСКОГО НУМИЗМАТИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА
(краткий курс для «чайников») ………………………………………….… 3


ЦАРИ ДРЕВНЕГО РИМА …………………………………………………...39

Ромул …………………………………………………………………………… 41

Тит Таций (Тит Татий) ………………………………………………………… 42

Нума Помпилий ………………………………………………………………… 43

Анк Марций …………………………………………………………………….. 44


ЛЮДИ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ……………………………………….. 45

Луций Юний Брут ……………………………………………………………… 47

Гай Сервилий Ахала (Гай Сервилий Агала) ………………………………….. 48

Сервий Сульпиций Руф ………………………………………………………… 49

Эмилия …………………………………………………………………………… 50

Марк Клавдий Марцелл ………………………………………………………… 51

Публий Корнелий Сципион Африканский ……………………………………. 52

Тит Квинкций Фламинин   ……………………………………………………… 53

Авл Постумий Альбин …………………………………………………………… 54

Гай Целий Кальд ………………………………………………………………….. 55

Луций Сулла (Луций Корнелий Сулла Феликс) ……………………………….. 56

Квинт Помпей Руф ……………………………………………………………….. 58

Квинт Аррий ……………………………………………………………………… 59

Гай Антий Рестион ………………………………………………………………. 60

Нумоний Ваала …………………………………………………………………… 61

Луций Ливиней Регул  …………………………………………………………… 62

Авл Габиний ……………………………………………………………………… 63

Гай Саллюстий Крисп …………………………………………………………… 64

Феофан Митиленский (Теофан из Митилены) ………………………………… 65

Публий Ситтий  ………………………………………………………………….  66

Луций Домиций Агенобарб  …………………………………………………….  67

Гней Домиций Агенобарб …………………………………………………………… 68

Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)  …………………………………………… 69

Квинт Лабиен (Квинт Лабиен Парфянский) ………………………………………. 72

Квинт Гораций Флакк ……………………………………………………………….. 73

Гней Домиций Кальвин ……………………………………………………………… 74

Авл Гирций (Авл Гиртий) …………………………………………………………… 75

Луций Мунаций Планк ………………………………………………………………. 76

Квинт Гортензий Гортал ……………………………………………………………… 77

Марк Лурий ……………………………………………………………………………. 78

Марк Семпроний Рутил ………………………………………………………………. 79

Гней Статилий Либон (Гней Статилий Скрибоний Либон)  ………………………. 80

Марк Атий Бальб …………………………………………………………………...… 81

Луций Семпроний Атратин  …………………………………………………………. 82

Гай Сосий  (Гай Созий) …………………………………………………………….… 83

Гай Каниний Ребил …………………………………………………………………... 84

Публий Ведий Поллион ……………………………………………………………… 85

Луций Ливий Руфин ………………………………………………………………….. 86

Аппий Клавдий Пульхр ……………………………………………………………… 87


ПЕРВЫЙ ТРИУМВИРАТ …………………………………………………………. 89

Марк Лициний Красс …………………………………………………………………. 91

Гай Юлий Цезарь (Юлий Цезарь) ……………………………………………………. 93

Гней Помпей Великий  ……………………………………………………………..… 106

Гней Помпей Младший ………………………………………………………………. 110

Секст Помпей (Секст Помпей Великий Благочестивый) …………………………... 111


ВТОРОЙ ТРИУМВИРАТ …………………………………………………………... 113

Марк Эмилий Лепид ………………………………………………………………….. 115

Марк Антоний ……………………………………………………………………...…. 117

Фульвия  ……………………………………………………………………………..… 126

Марк Антоний Антилл (Марк Антоний Младший) …………………………….… 128

Октавия Младшая ………………………………………………………………….... 129

Клеопатра VII (Клеопатра VII Филопатра) ………………………………………… 132

Клеопатра Селена (Клеопатра VIII) ………………………………………………… 138

Луций Антоний (Луций Антоний Благочестивый) ………………………………… 139

Октавиан (Август) …………………………………………………………………….. 140

Атия Старшая ………………………………………………………………………….. 149


ПРИНЦИПАТ АВГУСТА …………………………………………………………… 151

Марк Помпей Макр ……………………………………………………………………. 153

Торий Флакк ……………………………………………………………………………. 154

Марк Туллий Цицерон Младший ……………………………………………………… 155

Марк (?) Валерий Мессала Потит ……………………………………………………… 156

Гай Марций Амбат ……………………………………………………………………… 157

Публий Корнелий Сципион …………………………………………………………….. 158

Публий Квинтилий Вар  ………………………………………………………………… 159

Луций Волузий Сатурнин ……………………………………………………………….. 160

Павел Фабий Максим ……………………………………………………………………. 161

Африкан Фабий Максим ………………………………………………………………… 162

Гай Азиний Галл ………………………………………………………………………….. 163

Луций Пассиен Руф ……………………………………………………………………….. 164

Тит Помпей Секст …………………………………………………………………………. 165

Луций Аррунтий (Луций Аррунций) …………………………………………………….. 166

Авл Вибий Хабит (Авл Вибий Габит) ……………………………………………………. 167

Луций Апроний …………………………………………………………………………….. 168

Гай Поппей Сабин ………………………………………………………………………….. 169


ЛЮДИ ДРЕВНЕГО РИМА: ВНЕШНИЙ ОБЛИК, ИЗОБРАЖЕНИЯ,
ХАРАКТЕР, ПРИВЫЧКИ, ТЕЛЕСНЫЕ БОЛЕЗНИ
(краткий обзор античных текстов) ……………………………………………………… 171

Ромул (С. 173–190); Тит Таций (Тит Татий) (С. 190–192); Нума Помпилий (С. 192–200); Анк Марций (С. 200–202); Луций Юний Брут (С. 203–212); Гай Сервилий Ахала (Гай Сервилий Агала) (С. 212–217); Сервий Сульпиций Руф (С. 218–219); Эмилия (С. 219–220); Марк Клавдий Марцелл (С. 220–231); Публий Корнелий Сципион Африканский (С. 232–267); Тит Квинкций Фламинин (С. 267–276); Авл Постумий Альбин (С. 276–277); Гай Целий Кальд (С. 277–278); Луций Сулла (Луций Корнелий Сулла Феликс) (С. 278–307); Квинт Помпей Руф (С. 307–311); Квинт Аррий (С. 311–312); Гай Антий Рестион (С. 312–313); Луций Ливиней Регул (С. 313); Авл Габиний (С. 313–325); Гай Саллюстий Крисп (С. 325–331); Феофан Митиленский (Теофан из Митилены) (С. 331–333); Публий Ситтий (С. 333–338); Луций Домиций Агенобарб (С. 338–348); Гней Домиций Агенобарб (С. 348–353); Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут) (С. 353–375); Квинт Лабиен (Квинт Лабиен Парфянский) (С. 375–380);Квинт Гораций Флакк (С. 380–389); Гней Домиций Кальвин (С. 389–393); Авл Гирций (Авл Гиртий) (С. 393–405); Луций Мунаций Планк (С. 405–415); Квинт Гортензий Гортал (С. 415–417); Марк Лурий (С. 418); Марк Семпроний Рутил (С. 418); Луций Семпроний Атратин (С. 418–420); Гай Сосий  (Гай Созий) (С. 420–424); Гай Каниний Ребил (С. 424); Публий Ведий Поллион (С. 424–426); Аппий Клавдий Пульхр (С. 427–428); Марк Лициний Красс (С. 428–445); Гай Юлий Цезарь (Юлий Цезарь) (С. 445–499); Гней Помпей Великий  (С. 499–554); Гней Помпей Младший (С. 554–564); Секст Помпей (Секст Помпей Великий Благочестивый) (С. 564–586); Марк Эмилий Лепид (С. 586–606); Марк Антоний (С. 606–681); Фульвия (С. 681–690); Марк Антоний Антилл (Марк Антоний Младший) (С. 690–694); Октавия Младшая (С. 694–701); Клеопатра VII (Клеопатра VII Филопатра) (С. 701–734); Клеопатра Селена (Клеопатра VIII) (С. 734–737); Луций Антоний (Луций Антоний Благочестивый) (С. 737–749); Октавиан (Август) (С. 749–794); Атия Старшая (С. 794–798); Марк Помпей Макр (С. 798); Марк Туллий Цицерон Младший (С. 798–810); Марк (?) Валерий Мессала Потит (С. 810–811); Публий Корнелий Сципион (С. 811); Публий Квинтилий Вар (С. 811–823); Луций Волузий Сатурнин (С. 824); Павел Фабий Максим (С. 824–828); Африкан Фабий Максим (С. 828); Гай Азиний Галл (С. 828–834); Луций Пассиен Руф (С. 834); Луций Аррунтий (Луций Аррунций) (С. 834–837); Авл Вибий Хабит (Авл Вибий Габит) (С. 837–838); Луций Апроний (С. 838–840); Гай Поппей Сабин (С. 840–842).

УКАЗАТЕЛЬ ИЗОБРАЖЕНИЙ ………………………………………………………….. 843

УПОМИНАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНЫХ ТЕКСТАХ
(сводный предметный указатель) ………………………………………………………… 853
"Люди древнего Рима на монетах и в портретах"., Выход второй (первой) части работы Сергея Плаксина.
 
Уважаемые члены Форума!

Сегодня получил из типографии весь тираж книжки "Люди Древнего Рима на монетах и в портретах".

Общий объём – 880 страниц, тираж – 99 экземпляров. Книжка большого формата, иллюстрации чёрно-белые. По своему материалу это издание хронологически предваряет уже вышедший словарь "Правители Древнего Рима на монетах и в портретах" (М., 2016).

Для информации могу привести краткую аннотацию:

Книга представляет собой иллюстрированный биографический справочник, посвящённый различным историческим деятелям и магистратам Древнего Рима (цари, консулы, члены первого и второго триумвирата, наместники провинций, проконсулы и пр.), а также их ближайшим родственникам — которые изображались на монетах периода Республики и начала Империи. Каждый персональный раздел предваряется краткими данными, где приводятся как биографические (время правления или высшие магистратские должности), так и генеалогические сведения (родственники, степень родства, место и дата рождения, место, дата и обстоятельства смерти). Далее даются нумизматические изображения всех рассматриваемых персонажей, выстроенные в общей хронологии, а также приводится и другая их иконография — в произведениях античного искусства (статуи, бюсты, барельефы, фрески, граффити, глиптика и т.д.). В конце книги приложен избранный свод греческих и латинских источников, дающих описание внешности рассматриваемых исторических деятелей, а также помещён общий указатель изображений и предметный указатель, фиксирующий упоминания некоторых таких изображений в античных текстах. Издание может быть полезно коллекционерам и нумизматам-исследователям, а также всем, кто интересуется искусством, историей и генеалогией Древнего Рима.

[B]Стоимость 1 экземпляра - 4000 руб.[/B] Т.к. получилась бандура тяжёлая, отправлять смогу только посылкой: в бандероль не влезет и по весу не пройдёт.

Доставка Почтой России составит (включая стоимость посылочного ящика):

[B]по России + 500 руб.[/B]

[B]в страны СНГ и дальнее зарубежье + 2000 руб.[/B]

Продажи начал. Кому обещал отложить и придержать - отложил и придержал.

Ниже, для большей наглядности, привожу оглавление и примеры некоторых страниц книжки.

С уважением.  :hi:





Продажи начал
Изменено: Никто - 18.01.2017 23:08:08
Династия Северов. Интересные темы и монетки., Танит или Кибела?
 
[QUOTE]Фагот пишет:
Если я правильно понял, то на монете изображен храм Юпитера Гелиополитанского. Этот храм был воздвигнут на Яникуле, на месте рощи Фуррины, вероятно, во второй половине I в. н. э.
[/QUOTE]

Не совсем так. На приведённой монете Севера изображён  не римский храм на Яникуле, а огромное святилище Баала в Гелиополе (латинское название города Баальбек). Хотя культ Баала был прежде всего связан с солнечными, солярными функциями этого восточного божества, Юпитер Гелиополитанский (т.е. происходящий из Гелиополя) не стал его точным "дублёром". Судя по сохранившимся статуэткам и статуям римского времени, - где он изображён в доспехах и с грозно поднятым копьём, - эта новая "восточная" ипостась Юпитера отвечала за победы, помогала в сражениях и проч. Наибольшая популярность этого культа пришлась на период правления Антонинов.




С Рождеством!!! :)
Династия Северов. Интересные темы и монетки., Танит или Кибела?
 
[QUOTE]caracalla пишет:
По поводу перехода на "ты" помню, но тут на Вы...
[/QUOTE]

Извини, Лёш, но тут ТЫ что-то перемудрил.... Не умножай сущности без необходимости.... :D

Ветка ТЫ создал интересную, бум стараться соответствовать...
Династия Северов. Интересные темы и монетки., Танит или Кибела?
 
[QUOTE]Ruslanius пишет:
[QUOTE]caracalla пишет:
[QUOTE]Ruslanius пишет: Прекрасная тема. Поддержу своими скромными монетками из династии Северов. [/QUOTE]Отличная монета! Я пока себе в нужном мне сохране не нашел. А фотография биги со львами - из Рима? [/QUOTE]
Кибела "Мадридская" , к Вашим услугам..

http://www.carreraycarrera.com/ru/universe/press/la-cibeles-our-lady-of-madrid-ru [/QUOTE]

Чтобы дополнить "кибельскую тему", предлагаю полюбоваться не только на замечательную скульптурную группу Нового времени, но и на бронзу II в. из Музея Метрополитен.



Династия Северов. Интересные темы и монетки., Танит или Кибела?
 
[QUOTE]caracalla пишет:
Вернусь к теме об оборотке одной из монет Септимия Севера. Она не так давно была выставлена уважаемым ALEX в торговой ветке, и богиня им определена как Dea Caelesta или Танит. Позднее, уважаемым Никто, эта богиня, верхом на льве, была переатрибутирована уже как Кибела.    
[/QUOTE]

Интересная ветка! Спасибо, Алексей!

Но тут ты слегка путаешь: я не говорил, что Небесная Богиня на денариях Севера = Кибеле. Как мне кажется, Кибелой можно считать лишь тётеньку в башенном венце, которая сидит на троне в окружении одного или двух львов. Предполагают, что такая композиция восходит к скульптуре либо работы Агоракрита с Пароса (V в. до н.э.), либо - великого Фидия из Афин (V в. до н.э.).  Примерно вот так выглядит этот статуарный тип:



Что же касается Небесной Богине, скачущей на льве, то, скорей всего, это уже сильно романизированный, "облагороженный" вариант местного карфагенского божества, где ко II в. уже были "намешаны" черты Юноны (как покровительницы Карфагена), Кибелы-Реи (как богини плодородия), но прежде всего - африканской Танит, богини воинственной, победоносной, злой, плодородной, т.е. весьма своей, карфагенской. Думаю, что такое синкретическое божество было весьма близко по духу Септимию Северу, уроженцу Лептис Магна.

Был ли этот денарий с Небесной Богиней выпущен именно к открытию акведука в Африке? Не знаю, не уверен... У Севера ведь есть монеты и с другими божествами, почитавшимся на его малой родине. Я имею в виду монеты, где изображены Геркулес (скорее, думаю - местный Мелькарт) и Либер, которые почитались как покровители Лептис Магна. Септимий даже построил в их честь храм, но изображал на своих монетах Геркулеса и Либера прежде всего как покровителей Секулярных (столетних) игр, проходивших в Риме. Изображались эти боги как одельностоящими фигурами, так и рядом с памятным столбом в честь Секулярных игр 204 г. Например, на таком ассе Септимия Севера (монетка не моя):

"Люди древнего Рима на монетах и в портретах"., Выход второй (первой) части работы Сергея Плаксина.
 
Огромное всем спасибо за проявленный интерес! :hi:
"Люди древнего Рима на монетах и в портретах"., Выход второй (первой) части работы Сергея Плаксина.
 
Спасибо, Лёша, за добрые слова!
Но тока... хм-м... это... того... слегка перехваливаешь. :o

Не будем пока делить шкурку неубитого медвежонка, но, разумеется, я с удовольствием продам всем желающим экземплярчик-другой новой книжки. Как только она выйдет из печати - т.е. в середине или в конце января уже 2017 г.

Маленькие уточнения:
- бумага не веленевая, а белая матовая; веленевая всё-таки отблеск даёт на тексте и картинках.

- оформление, конечно, я делал не сам, а профессиональный дизайнер.

С уважением. :)
Эстетика античных монет. Новые приобретения, красивые монеты из личных коллекций.
 
Республиканский денарий периода Союзнической войны 90-88 гг. до н.э., когда Италия прям захлёбывалась кровищей своих соплеменников.

М. Крауфорд не относит "союзнические" денарии к чеканке собственно Римской республики, Э. Сайденхем - относит. Я с удовольствием примазываюсь к мнению Сайденхема.



Союзническая война. Гай Папий Мутил, денарий, 90 г. до н.э. 3,80 g, 19 mm.
Sydenham 641a; Campana s. 6a, n. 100 (same dies); HNItaly 427.

Аверс: голова Либера в венке из плюща, повёрнутая вправо; монетная легенда на оскском языке MVTIL EMBRATVR.

Реверс: Бык, повёрнутый вправо, топчет Капитолийскую волчицу; монетная легенда на оскском языке [C] PAAPI.


Изображение Либера-Бахуса на аверсе денариев Гая Папия Мутила, выпущенных в период Союзнической войны 90-88 гг. до н.э., вероятно, связано с новой идеологией восставших италийских городов, когда чисто римский дизайн «союзнических» монет был предназначен для декларации новых лозунгов.

Ранее на аверсе анонимного «союзнического» денария (Syd. 628) уже изображалась голова Либера, украшенная лавровым венком, что, видимо, должно было подчеркнуть первые победы италиков над войсками римлян.

На денарии Папия Мутила (Syd. 641), одного из руководителей восставших (Аппиан. Гражданские войны, I, 40; I, 42; Веллей Патеркул, II, 16, 1), венок Либера уже не из лавра, а из листьев плюща (атрибут Диониса), но в остальном изображения на аверсе и реверсе полностью совпадают.

На реверсе монеты Мутила показана весьма экспрессивная сцена: бык, топчущий Капитолийскую волчицу, которая здесь,  несомненно, символизирует  Рим. Сам бык, вероятно, является тем самым легендарным «сабельским быком», посвящённым Аресу, с помощью которого самнитские племена, по преданию, основали новую колонию на территории Италии (Страбон, V, 4, 12).

Кроме того бык был зооморфным эпонимом, давшем своё имя одному из главных городов восставших — Бовиануму (Фест, s.v. Bovianum), что также придаёт этому сюжету особое, символическое значение. Короче, наглядными средствами нумизматической пропаганды, — в самый разгар кровопролитной Союзнической войны, — здесь бросается яркий лозунг. Что-то вроде: «Мочи римских шавок!», «Наши быки круче!» и т.п. ;)

В контексте этих интерпретаций, голова Либера на аверсах «союзнических» денариев олицетворяет не только гражданские свободы, за которые и боролись италики с гражданами Рима, но и подчёркивает функции бога как покровителя свободных городов.

В изображениях Либера-Бахуса на «союзнических» денариях также можно увидеть определённый намёк на возможного союзника восставших италиков — Митридата VI, взявшего эпитет «Дионис» и, по литературным и эпиграфическим данным, включившего его в свою титулатуру ещё в 102-101 гг. до н.э. (Афиней, V, 212d; Плутарх. Застольные беседы, I, 6, 2). По некоторым версиям, в начале Союзнической войны даже предполагалось, что италийские племена заключат военный союз с Митридатом и заставят римлян воевать, как говорится, «на два фронта».

По одной из версий, получение Митридатом эпитета «Дионис» стало следствием его родственных связей с сирийским царём Антиохом VI Дионисом – по материнской линии. После освобождения Азии от римлян в 89-85 гг. до н.э. почти всё греческое население приветствовало Митридата как Диониса, о чём упоминает Цицерон: «Они звали Митридата Богом, Отцом, Спасителем Азии, Евхием (от крика почитателей Диониса), Нисием, Вакхом, Либером» (Цицерон. В защиту Флакка, 60).

На мой взгляд, общий иконографический тип Бахуса-Либера на аверсах «союзнических» денариев напоминает голову Диониса на медных монетах Амиса времён Митридата VI.

Словом, представленная монетка не частая, но интересная…  :)
Эстетика античных монет. Новые приобретения, красивые монеты из личных коллекций.
 
[QUOTE]Akrosas пишет:
В общем, клоню к тому, что сова в данном случае это возможно личный символ Пирра, как якорь Селевка или орел на молнии у Птола. Только сам Пирр свой символ не рекламировал. Вероятно этими монетами расплачивались с пирровскими наемниками. Ну это так, версии.
В общем, сова - это явно больше чем просто дифферент.
[/QUOTE]

Ничего не знаю про связь царя Пирра с совой, но вот символом его считаю, скорее, слона, изображённого на ранних римских слитках и на южноиталийских монетках.

На эту темку когда-то статейку наваял. Ниже даю краткую выжимку из неё.

Предполагают, что одновременно с литыми, так называемыми «либральными» ассами, в качестве платёжных средств имели хождение четырёхугольные платы (весом в 4 и 5 фунтов – т.е. от 1300 до 1600 гр.), которые представляли собой медные слитки более правильной формы с двухсторонними изображениями животных, птиц и пр. (без обозначения стоимости, вероятно, со знаками магистратов) (aes signatum). С обеих сторон на эти платы были помещены самые различные животные и атрибуты, возможно, имевшие какое-то религиозное, охранительное значение: слон, свинья, бык, Пегас, орёл, кадуцей, якорь, петухи, трезубец, треножник и пр.

Римский энциклопедист Варрон (I в. до н.э.) сообщает по этому поводу, что «древнейшая чеканная монета помечена изображением животных» (Варрон. Сельское хозяйство, II, 1, 9), а Плиний ошибочно относит это событие к периоду правления царя Сервия Туллия (578-534 гг. до н. э.), который «вычеканил первую монету с изображением овцы и быка» (Плиний, XVIII, 11-12). Уже Плутарх упоминает древние монеты «с изображением быка, барана и свиньи, в знак того, что богатства достигают, главным образом, разведением скота, и отсюда – всё изобилие» (Плутарх. Римские вопросы, 41). Эта недостоверная версия о «Сервиевой меди» была так популярна в период античности, что даже и в VI в. этому римскому царю приписывают «попечение о чистоте монеты» (Кассиодор. Вариа, VII, 32E).

Римские медные слитки прямоугольной формы не были платёжным средством в полном смысле этого понятия (так как на них отсутствует какое-либо обозначение номинала), но, возможно, в начальный период римской монетной чеканки, использовались в качестве фиксированного средства обмена или для обеспечения официальных платежей, таких как налоги или судебные штрафы, или же номинальная весовая стоимость металла могла являться единицей для оценки богатства граждан и не была предназначена для регулярных платежей.

Пожалуй, именно на этих двухсторонних медных слитках можно увидеть начальные примеры «монетной пропаганды», которая отмечала первые серьёзные победы Рима над внешним врагом. Исходя из традиционной датировки слитков (280-260 гг. до н.э.), речь может идти о войне Рима с Тарентом и Пирром (281 - 272 гг. до н.э.), а если следовать нижней хронологической границе в датировке М. Крауфорда (280-242 гг. до н.э.) – о событиях Первой Пунической войны (264-241 гг. до н.э.).

Своеобразным «ключом», объясняющим общую тему серии «военных» слитков, можно считать медный слиток с изображением слона и свиньи (Craw. 9/1). Здесь видно весьма конкретное указание на события военного противостояния между Римом и царём Пирром, о котором римские авторы сообщают: «В Италии слоны впервые появились в Лукании во время Эпирской войны в 472 году от основания Рима. Поэтому народная молва нарекла их луканскими быками» (Солин, 25, 15). Само сравнение слонов с «луканскими быками» (boc Luca), связывают с тем, что бык для римлян был до тех пор самым крупным из известных животных.



Как описывают источники, ещё во время переправы в Италию флот Пирра был застигнут страшной бурей, самому ему пришлось вплавь добираться до берега, где к нему присоединились 2 000 пехотинцев и 2 слона (Плутарх. Пирр, 12). Однако, вскоре остатки флота всё же достигли гавани в Таренте и практически всех слонов ему удалось сохранить. Прибытие этих животных, доселе неизвестных в Италии, произвело на тарентинцев столь глубокое впечаление, что они отметили его в своей чеканке: была выпущена серия монет (Vlasto, 732-73  8)  с изображением маленького индийского слона, а выше был изображён на дельфине Тарас, сын Посейдона и герой-эпоним города Тарента. Всё это, видимо, должно было символизировать нерушимый союз тарентинцев и царя Пирра, прибывшего по морю.



Пирр имел в своём войске всего лишь 20 индийских боевых слонов (Юстин, XVII, 2, 14; Плутарх. Пирр, 15; Орозий, IV, 1,6), эффектное появление которых во время сражения с римлянами при Гераклее (Лукания) в 280 г. до н.э. он приберёг под самый конец битвы, о чём сообщают римские историки: «Римляне как только увидели шествующих среди сражающейся толпы слонов, грозных обликом, мерзких запахом, ужасающих величиной, обманутые новым способом ведения боя и напуганные, особенно когда дрогнули кони, обратились в бегство» (Орозий, IV, 1,  8)  . «Так почти победивших победили неведомые им македонские чудовища», - добавляют историки II-IV вв. (Плутарх. Пирр, 17; Юстин, XVIII, 1, 6; Евтропий, II, 11, 3).

Лишь в 275 г. до н.э. Маний Курий Денат (консул 290, 284, 275, 274 гг. до н.э.) одержал победу над войском Пирра. в битве при Беневенте, захватив 8 слонов, 4 из которых (остальные, вероятно, умерли от ран) он провёл в своём триумфе (Дионисий Галикарнасский, XX, 12, 3; Плиний, VIII, 16; Евтропий, II, 14, 2). Историк Луций Анней Флор пишет об этом триумфальном шествии, в ходе которого жители Рима впервые увидели этих величественных животных: «Настали мир и покой, а трофеи от стольких богатейших племен оказались таковы, что Рим не мог вместить плодов своей победы. И недаром! Не было в Риме триумфа, более прекрасного и великолепного. До сего времени не видели ничего, кроме овец вольсков, стад сабинян, повозок галлов, сломанного оружия самнитов. А теперь, если взглянуть на пленных, - молосс и фессалиец, македонец и брутиец, алул и луканец, а если окинуть взором триумфальное шествие - золото, пурпур, знамёна, картины, тарентинская роскошь. Но римский народ ни на что не смотрел с таким удовольствием, как на тех, кого так боялся, - на чудовищ с их башнями: чувствуя себя пленниками, они, опустив головы, следовали за победителями-конями» (Флор, I, 13, 25-2  8)  .

Логично было бы предположить, что именно к периоду 280-275 гг. до н.э. и относятся римские слитки с изображением слона и свиньи. Можно особо отметить, что на слитке очень точно изображены основные внешние признаки породы именно азиатского, индийского слона: маленькие уши и крутая, покатая спина.

Что же касается свиньи, то она здесь показана как соперник и главный враг слона, так как, по древним представлениям, слоны пугались, когда слышали хрюканье свиней, и начинали отступать (Плиний, VIII, 27). Так, Клавдий Элиан в своей «Истории животных», рассказывая о том, что "слон труслив, как безрогий баран, и визжит, как свинья", сообщает о том, что "римляне с помощью свиней обратили в бегство слонов Пирра и одержали славную победу» (Элиан. История животных, I, 3  8)  .

Постепенно родилось представление о том, что слоны могут быть обращены в бегство маленькими животными. Это утверждение обычно производят из античной теории «симпатий и антипатий» (Плутарх. Какие животные самые умные, 32; Застольные беседы, II, 7, 3), которую полностью разделял Сенека: «Тут нет ничего удивительного: неразумные существа боятся пустяков. Движение колесницы и вращение её колес заставляет львов забиваться назад в клетку; слоны пугаются поросячьего визга» (Сенека. О гневе, II, 11).

Интересное упоминание мы находим у Элиана, повествующего об осаде Антигоном II Гонатом, царём Македонии (277-239 гг. до н.э.), Мегар, когда жители города успешно использовали визжащих свиней против слонов противника. Причём, чтобы вызвать непрерывный визг, несчастные животные были обмазаны маслом и подожжены, а слоны, боясь этих звуков, во время битвы смешали ряды и перестали повиноваться командам (Элиан. История животных, XI, 14). Вполне возможно, если только этот случай имел место, жители Мегар уже знали о подобном использовании свиней против слонов Пирра и лишь повторили его.

Можно с определённой осторожностью предположить, что слон и свинья, помещённые на римских медных слитках, являются одним из первых примеров «нумизматической аллегории», где слон может олицетворять войско Пирра, а свинья – римлян. Это особенно вероятно, если вспомнить, что самого царя Пирра постоянно отождествляли с боевым слоном и даже во II в. в Аргосе (Арголида) сохранялись и были известны изображения слонов, вырезанные на его памятнике, установленном на том месте, где было сожжено тело великого полководца (Павсаний, II, 21, 4).

Что же касается свиньи, то в римской мифологической традиции она считались священным жертвенным животным, указавшим Энею место для основания Лавиния и Альба Лонги, прародины римлян (Вергилий. Энеида, III, 388-393; VIII, 43-48; VIII, 81-85; Варрон. Сельское хозяйство, II, 4, 18; Аврелий Виктор. Происхождение римского народа, XI, 2). Кроме того, Варрон упоминает свиней как первых животных, использовавшихся в качестве священной жертвы при заключении мира и союза (foedus) (Варрон. Сельское хозяйство, II, 4, 9).

P.S. Разумеется, всё изложенное является лишь версией. Буду признателен за конкретные замечания и исправления.

P.S.S. Хрень какая-то нарисовалась... В общем, вместо дурацкого смайлика в очёчках должна стоять цифра 8.
Изменено: Никто - 05.10.2016 22:01:27
Ольвия Тетробол (Асс) голова Деметры, Ольвия Тетробол (Асс) голова Деметры
 
[QUOTE]Konstantin Barkovskiy пишет:
Не фотографировал чужое. Но ещё были и много разных. А подобная недавно чуть ли не уник была. Теперь просто редкая
[/QUOTE]

Ольвийское "блюдце" такого типа, с Афиной на аверсе, есть (или было? давно не общался с человеком) в собрании одного московского коллекционера. Насколько я помню, тоже очень достойный экземпляр был, хорошо пролитый. Только патина была неприятная - хоть и плотная, но светло-салатовая, разных оттенков цвета.

Тогда человек был готов отдать свою "прелесть" за 4 или 5 тысяч американских рублей. Не давали...
Изменено: Никто - 01.10.2016 16:13:47
Machina Avgusti, Вращающийся обеденный зал римского императора
 
Спасибо! Интересная статья, интересный и познавательный фильм...

Только немножко смущает, сделанная в этом фильме смелая переатрибуция сюжета реверса дупондия Нерона.

Да, я понимаю, весьма эффектно определить здание на дупондиях Нерона с легендой MAC AVG  как вращающуюся столовую в "Золотом доме" Нерона и обозвать её Machina Augusti, т.е. "машиной" правящего августа.

Однако ранее это строение традиционно определяли как Большой Мясной Рынок (Macellum Augusti, Macellum Magnum), построенный и освящённый Нероном в 59 г., вскоре после убийства своей матери Агриппины Младшей. Историк Дион Кассий упоминает об этом событии: "Тогда он отпраздновал многочисленными жертвоприношениями своё, как он говорил, спасение и освятил по этому поводу рынок для торговли съестными припасами, названный Макеллум" (Дион Касий, LXII, 18, 3).

Открытие такого огромного  "супермаркета" на Целийском холме было, как мне кажется, весьма важным событием для народа Рима, хотя к этому времени уже давно существовали несколько отдельных продовольственных рынков, имевших различную специализацию, что видно по их названиям: Бычий, Овощной, Рыбный, Лакомый (фрукты, мёд, цветы), Винный и т.п.

Что же касается версии фильма, то тут многое упирается в саму датировку дупондиев Нерона. Было несколько серий (с разным типом портрета, но с практически идентичным изображением этого строения). Первая серия монет датируется 63-64 гг., "допечатка" таких же дупондиев - 65 г.

Теперь посмотрим на исторические даты. Большой пожар Рима, после которого выгорел почти весь центр города, произошёл в июле 64 г. Лишь после этого, под руководством архитекторов Севера и Целера, начали расчистку территории, где и планировали построить огромный "Золотой дом". Эта колоссальная городская вилла должна была раскинуться на огромнейшем пространстве большинства римских холмов -  территория захватывала Палатин, Эсквилин, склоны Квиринала и Целия и низину между ними, где впоследствии был построен амфитеатр Флавиев (Колизей).

Именно в состав этого "Золотого дома" и вошла вращающая столовая Нерона, упомянутая у Светония. Позволю себе предположить, что собственно строительство всех объектов "Золотого дома" должно было начаться НЕ РАНЬШЕ начала 65 г. Поэтому мне крайне трудно было бы объяснить и обосновать эффектную атрибуцию, по которой несуществующее (и даже не планировавшееся!) здание должно было появиться на монетах за полтора-два года до своей постройки.

Таким образом, лично я поддерживаю старую атрибуцию - на дупондиях Нерона выпущенных в 63-64, 65 гг., изображён Большой Мясной Рынок на Целийском холме Рима.

У меня, кстати, такая монетка Нерона тоже имеется. Вид не шикарный, но всё же...

Издавался ли у нас Диодор Сицилийский ?
 
[QUOTE]Миша пишет:
А что основную часть никто не догадался издать?
[/QUOTE]

Привет! Вся "Историческая библиотека" Диодора Сицилийского состоит не из 20, а из 40 книг (часть книг в фрагментах). В одном издательстве уже лет 8 лежит готовый научный перевод в 4 томах, но что-то не срастается: то ли денег нет, то ли с коллективом переводчиков заморочки...

Вполне удобоваримый перевод абсолютно ПОЛНОГО Диодора выложен в открытом доступе на сайте "Симпосий".

http://www.simposium.ru/ru/node/863

Получилась такая обширная компиляция из уже переведённых кусков по-древнегречески + непереведённые книги - с уже существующих переводов на английском и французском. Пользоваться и просто читать - вполне можно. :)
Изменено: Никто - 23.08.2016 17:37:08
Дидрахма, Рим, 225-212 г.г. до н.э., Янус Двуликий, серебро, подскажите по подлинности, оценка.
 
[QUOTE]Плохиш пишет:
[QUOTE]Никто пишет:
У меня вот такая...[/QUOTE]С колоском!!!??? Можете показать не аукционное фото этого квадригата? [/QUOTE]

Увы, нет. Фотографировать не умею. Совсем. :)
Галера, Денарий
 
До кучи. Есть у меня вот такой республиканский асс. Интересность его в том, что на реверсе изображена не одна корабельная прора, а три...

Дидрахма, Рим, 225-212 г.г. до н.э., Янус Двуликий, серебро, подскажите по подлинности, оценка.
 
У меня вот такая...

Галера, Денарий
 
[QUOTE]Scipio пишет:
[QUOTE]дайверрр пишет:
Покажите свои монеты ( проры , маяки , якоря , кораблики ) .[/QUOTE]Полностью поддерживаю просьбу! Ведь наверняка есть в коллекциях монеты с античными кораблями! [/QUOTE]

Вот, есть такой денарик, выпущенный в 42-40 гг. до н.э. Секстом Помпеем, сыном Помпея Великого. На аверсе денария изображён маяк в городе Мессана, стоящий на скалистом берегу пролива между Италией и Сицилией.



Предполагают, что сюжет монеты посвящён удачным морским сражениям Секста Помпея с флотом Октавиана. Секст очень грамотно использовал во время боя бурные морские течения и водовороты в проливе, которые, по мифам, устраивала чудовищная Сцилла, живущая под одной из скал Мессанского пролива.

Сама Сцилла изображена на реверсе: страшная тётка, опоясанная шестью собачьими головами и держащая в руке корабельный руль (здесь, символ бурных потоков и военной удачи).
Изменено: Никто - 19.08.2016 14:07:24
"Эстетика античных медальонов"., Гений древнего мастера
 
Как уже было сказано, работа по ремонту и восстановлению Колизея была закончена лишь в правление Гордиана III, который отметил её завершение выпуском двух бронзовых памятных медальонов (Coh. Gordianus III 165, 166; Gnecchi II, P. 89, 22, 23; Gnecchi Pl. 104, 5-6);  ещё один вариант этого медальона (BMC. VI. 54; Tameanko, 129) сейчас относят к Новому времени (Dr. Busso Peus Nachfolger, auction 400 (22.04.2010), lot  700).  
    Все рассмотренные медальоны датируют 243 г. и относят к ожидаемому триумфу Гордиана III над Шапуром I, для чего в Рим было свезено множество диких животных. Об этом упоминает биограф Гордиана III: «При Гордиане в Риме было тридцать два слона, из которых двенадцать прислал он сам, а десять – Александр; десять лосей, десять тигров, шестьдесят приручённых львов, тридцать приручённых леопардов, десять бельб – то есть гиен, тысяча пар казённых гладиаторов, шесть гиппопотамов, один носорог, десять косматых львов, десять жирафов, двадцать диких ослов, сорок диких лошадей и бесчисленное количество всевозможных других животных. Всех этих животных Филипп либо роздал, либо позволил убить во время секулярных игр. Предназначались все эти приручённые и дикие животные для персидского триумфа».
    На бронзовых медальонах Гордиана III  Колизей в очередной раз показан сверху, с высоты «птичьего полёта» – так что на арене ясно виден бой быка и слона, на котором сидит погонщик. Возможно, сцена эта символична и слон (держать которых со времён Августа могли только императоры), здесь представлен как животное, олицетворяющее высшую власть. Ещё Марциал, описывая бои слона и быка при открытии Колизея в 80 г., связывает между собой это победоносное животное и императора:

    Ежели слон пред тобой покорно склоняется, Цезарь,
      Хоть перед этим быка в ужас у нас приводил,
    Не по приказу он делает так, вожаком не научен:
      Нашего бога и он чувствует, верь мне, в тебе.

На рассматриваемых медальонах справа от здания Колизея изображено непонятное строение, которое иногда (из-за плохой сохранности реверса) определяют как фонтан Потная Мета. Но на более качественных экземплярах медальонов видно, что изображён портик, видимо, отмечающий парадный, императорский вход в Колизей. Фигуру, стоящую слева от здания и держащую корабельный руль (атрибут Фортуны), традиционно считают статуей Колосса, который за время своего существования подвергался многочисленным переделкам – когда заменяли не только его голову, но и его атрибуты.  



Римская империя. Гордиан III, медальон 243 г.



Римская империя. Гордиан III, медальон 243 г.



Римская империя. Гордиан III, медальон 243 (???) г.

Выпуск в 243 г., незадолго до смерти Гордиана III, этих бронзовых медальонов можно трактовать как своеобразное нумизматическое обещание народу Рима устроить пышные игры со звериными травлями в восстановленном здании Колизея. На это также косвенно указывает монетная легенда, помещённая на реверс медальонов, которая прославляет  щедрую благотворительность императора – MVNIFICENTIA GORDIANI AVG.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 След.

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●