Цитата |
---|
Сергей Xлебников пишет: видны быквы кириллицей "АА-Г". Штемпеля для неё в Питере резали. Отсюда и знакомый дизайн рублей XIX века... |
Очень интересно, не знал.
В 1878 году было принято решение «восстановить» штемпели Знака отличия Военного Ордена, изношенные массовой чеканкой периода Русско-турецкой войны. Эта работа была поручена Аврааму Грилихесу, тогда еще начинающему резчику, который с заданием справился блестяще. Он не только восстановил штемпели, но и привнес в сюжет противоборства св. Георгия со змеем новые черты. В данном случае можно говорить не о слепом копировании и простом восстановлении штемпелей, а о совершенно новой художественной работе, которую он вынужден был выполнить в рамках строгого, устоявшегося канона. Как истинный художник, удовлетворенный своей работой и понимающий, что он создал фактически новый образ, Авраам Авенирович поместил на медальоне авторскую монограмму - ААГ, ставшую впоследствии известной по другим его работам. Если внимательно при десятикратном увеличении рассмотреть медальон с изображением всадника, то в левой нижней части, под копытами вздыбленной лошади, можно увидеть три трудно распознаваемых знака. Это монограмма ААГ. Надо полагать, начинающим художникам не принято было так делать, по крайней мере, открыто, поэтому буквы настолько мелкие, что не вооруженным глазом не видны, или, в лучшем случае, их можно принять за такой элемент композиции, как земля или трава.
Желая добиться признания своего таланта, Авраам Грилихес регулярно представляет медали на ежегодные академические выставки. В 1879 году Совет Академии удостоил его за юбилейную медаль Технологического института звания классный художник 2-й степени и назначил штатным медальером монетного двора.
В 1886 году Грилихес участвовал в выпуске новой российской монеты. Портрет Александра III работы Авраама Грилихеса, для лицевой стороны монет рублевого, пятидесяти - и двадцатипятикопеечного достоинства, империала и полуимпериала был отобран из конкурсных проектов самим императором и сохранялся на монетах на протяжении всего царствования. Соответственно он и автор многочисленных вариантов (есть еще работы Л. Штейнмана) медалей, где есть портрет императора, начиная с коронационной медали Александра III и далее «За усердие», «За храбрость» и т.п.
Для оборотной стороны монет без конкурса был принят «орел» работы его отца, Авенира Грилихеса. Он считался непревзойденным мастером геральдических сюжетов. «Орел» Авенира использовался на российской монете вплоть до 1915 года. Крошечные инициалы «АГ» он искусно спрятал в «орле» под копытом коня св. Георгия. Высота букв вырезанных Авениром Грилихесом ровно одна восьмая миллиметра. Диаметр рубля 34 мм, высота всадника 5 мм, а он в сорок раз выше букв АГ.