Республика Вануату – маленькое островное государство в Меланезии, занимающее территорию 12190 кв. км, на которой проживает чуть менее 235000 человек. Столица Вануату – город Порт-Вила, расположенный на острове Эфате. Республика Вануату расположена на островах архипелага Новые Гебриды, открытого испанским мореплавателем Педро Фернандесом де Киросом в 1605-1606 годах. Первым из островов архипелага был открыт остров, получивший название Австрийская земля Святого Духа или Эспириту-Санто, как его именуют ныне; здесь капитаном де Киросом было основано поселение Новый Иерусалим на реке Иордан. Впрочем, поселение просуществовало всего 35 дней, после чего было навсегда покинуто испанцами, отплывшими в Мексику. С этого времени и в последующие 166 лет ни один европеец не ступал на земли архипелага. Лишь в 1768 году французский путешественник Луи Антуан де Бугенвиль прибыл на остров Эспириту-Санто с экспедицией, обогнул его, убедившись, что имеет дело именно с островом, а не с частью материка, после чего продолжил плавание, попутно открыв ряд ранее неизвестных европейцам островов архипелага. Шесть лет спустя, в 1774 году английский мореплаватель Джеймс Кук посетил острова, открытые его предшественниками, и дал архипелагу имя – Новые Гебриды, названные так в честь Гебридских островов, расположенных недалеко от шотландского побережья. В XIX веке сюда стали прибывать торговцы сандаловым деревом, а также охотники за рабами. Впрочем, население Новых Гебрид было немногочисленным, в связи с чем, острова не представляли большого интереса для работорговцев. Во второй четверти столетия явились и вездесущие протестантские и в меньшей степени католические миссионеры, а также китобои и собиратели моллюсков (считалось, что местные моллюски повышают потенцию, в связи с чем они пользовались большим спросом в Китае). С 1863 года возникает и в дальнейшем ширится «охота на чёрных дроздов»: по сути своей, это был наём местного населения для работы на плантациях Фиджи, Новой Каледонии и Австралии в условиях, близких к рабским. За 40 лет было вывезено до 40000 человек, что существенно сократило коренное население архипелага.
К началу ХХ века, наряду с аборигенами, на островах постоянно проживали и европейцы (англичане и французы), однако общее число их было менее 1000 человек). При этом, французы находились в несколько более привилегированном положении: французское правительство разрешало им продавать аборигенам алкоголь и огнестрельное оружие, что приносило неплохие прибыли. Что касается англичан, то они такой возможности были лишены, в виду строгости британского законодательства. Колониальная экспансия французов осуществлялась посредством скупки земель у местного населения через «Каледонскую компанию Новых Гебрид», основанную ещё в 1882 году. Англичане не стремились овладевать Новыми Гебридами, однако были вынуждены учитывать позицию своих австралийских подданных, опасавшихся, что в случае передачи островов французам, последние создадут там каторжные лагеря для своих уголовников, которые при побеге непременно осели бы в Австралии, которой хватало и собственного жулья. Кроме того, протестантские пасторы опасались возникновения у них под боком очага католической веры, способной составить им конкуренцию. Одним словом, Лондон, не будучи особенно заинтересован в контроле над Новыми Гебридами, был вынужден проявить жёсткую позицию, благодаря чему процесс юридического оформления колонизации затянулся. В результате французские поселенцы оказались в щекотливом положении: в отличие от англичан, признававших церковный брак, они не могли жениться иначе, нежели, с участием представителей муниципалитета. Таким образом, местные англичане преспокойно венчались у пасторов, а французы кусали себе локти. Невозможность удовлетворения матримониальных потребностей даже побудила жителей коммуны Франсвиль объявить о создании собственного государства – событие это произошло 9 августа 1889 года. Первой заботой жителей новоявленной «державы» стало избрание мэра-президента, который, помимо прочего, имел право регистрировать их браки. Парижу сия самостийность крайне не понравилась и уже к лету следующего, 1890 года, государство Франсвиль было ликвидировано (что, в общем, было немудрено, учитывая, что его население не превышало 550 человек).
В 1894 году «Каледонская компания Новых Гебрид» обанкротилась, её активы были выкуплены французским правительством и на их основе было учреждено «Французское сообщество Новых Гебрид». Новое общество продолжило скупку земель у местного населения, а также основало несколько сугубо французских поселений, что вызвало конфликт с аборигенами, завершившийся победой европейцев. Во избежание конфликта с англичанами, в марте 1906 года было подписано соглашение о кондоминиуме – совместном англо-французском владении островами Новые Гебриды. Губернаторы Фиджи и Новой Каледонии получили статус верховных комиссаров Новых Гебрид и стали совместно осуществлять административно-хозяйственные функции. Впрочем, губернаторам было не с руки покидать места своей основной дислокации, в связи с чем, от их имени властные полномочия осуществляли два резидент-комиссара. Был создан единый суд, введён запрет на ношение огнестрельного оружия и хранение спиртного. При этом если английские судьи стремились в той или иной степени защищать земельные права аборигенов, то французские, как правило, выносили предвзятые решения в пользу европейцев. Следствием чего явилась концентрация наиболее плодородных земель в руках французских колонистов. С 1914 года у резидент-комиссаров появляются окружные представители – чиновники низового уровня, осуществлявшие административный контроль на местах. После окончания Первой Мировой войны на Новые Гебриды стали пребывать вьетнамские рабочие, число коих к 1929 году достигло 6000 человек, хотя в последующие годы большинство из них было репатриировано на родину, поскольку их использование в сельском хозяйстве перестало быть экономически выгодным
С началом Второй Мировой войны на Новых Гебридах было создано несколько перевалочных пунктов для американских войск, сражавшихся против Японии. Это вдохнуло жизнь в местную экономику: было создано несколько взлётно-посадочных площадок, активизировались сельскохозяйственное производство и торговля. В 1958 году англо-французские колониальные власти организовали местное самоуправление населения – консультативный совет. Функции последнего были, в общем, довольно ограниченными, однако и это было большим шагом вперёд, в особенности, учитывая присутствие в нём и аборигенов-меланезийцев. В 60-е годы активно развивается местная экономика, создаётся ряд крупных животноводческих кооперативов, что сопровождалось незаконным захватом европейцами плодородных земель, принадлежавших аборигенам. Подобная практика вызвала протест меланезийцев, выразившийся в создании национальной организации, сперва боровшейся за расширение прав коренного населения, а впоследствии и за независимость. В 1975 году была избрана Представительная ассамблея – первый в истории местный парламент, обладавший некоторыми правами в области осуществления законотворческой деятельности. В последующие 5 лет население добивалось всё больших прав и свобод; наконец, 30 июня 1980 года англо-французский кондоминиум был окончательно упразднён и на политической карте мира появилось новое государство – Республика Вануату.
Теперь остановимся на истории денежного обращения Новых Гебрид. До 31 августа 1941 года население использовало сразу три валюты: австралийский фунт, британский фунт стерлингов и французский франк. Кроме того, в 1921 году администрацией французских поселений были выпущены собственные банкноты номиналом 25 франков, также поступившими в обращение. С 31 августа 1941 года валютой кондоминиума официально становится новогебридский франк, однако наряду с ним в обращении остаётся и австралийский фунт. Устанавливается обменный курс: 1 австралийский фунт = 141,3 новогебридских франка. Производство банкнот было поручено Банку Индокитая, причём, на оных изображался лотарингский крест и помещалась надпись «Новые Гебриды Свободная Франция». По объективным причинам, эмиссия осуществлялась не на территории собственно Французского Индокитая, контролировавшегося провишистскими силами, а филиалом банка, расположенным в г. Нумеа , столицы Новой Каледонии. Сперва были выпущены банкноты достоинством 5, 20, 100, 500 и 1000 франков, а в 1943 году – того же номинала, но уже не Банком Индокитая, а Национальной французской службой Новых Гебрид. Декретом от 26 декабря 1945 года, валютой Новых Гебрид становится франк французских Тихоокеанских колоний. При этом он был «привязан» не к страдавшему от инфляции французскому франку, а к доллару США. Курс тихоокеанского франка был следующим: 1 тихоокеанский соответствовал 2,4 французского (к 1949 году он увеличился до 5,5 французских франков за 1 тихоокеанский). Напротив, по отношению к доллару курс был низким: за 1 доллар США давали 49,6 тихоокеанских франков. Однако, уже 20 сентября 1949 года паритет («привязка») тихоокеанского франка к доллару была отменена. С 1 января 1960 года после проведения денежной реформы во Франции, курс местной валюты радикально изменился: теперь за 5,5 «новых» французский франков давали 100 франков тихоокеанских. Кроме того, с февраля 1966 года в обращении в качестве законных платёжных средств стали использоваться и австралийские доллары, пришедшие на место фунтов. Следует упомянуть и о том, что Эмиссионный институт заморских территорий Франции, учреждённый 22 декабря 1966 года, вскоре наладил выпуск местных банкнот достоинством 100, 500 и 1000 тихоокеанских франков, на которых имелась надпись «Новые Гебриды». В 1966 году Парижским монетным двором были отчеканены монеты достоинством 100 новогебридских франков – первые в истории кондоминиума. В дальнейшем были выпущены монеты достоинством 1, 2, 5, 10, 20 и 50 франков (последний выпуск монет с номиналом в новогебридских франках состоялся в 1982 году).
1 января 1981 года начинает свою деятельность Центральный банк Вануату. С этого времени новогебридский франк получает новое название – вату. Тем не менее, в 1981 и 1982 годах продолжался выпуск монет, на которых обозначалось прежнее название национальной валюты. Однако 22 марта 1982 года начинается выпуск купюр и монет, номинированных уже в вату; при этом, законным платёжным средством до 1 апреля 1983 года оставался и австралийский доллар. Для обращения были отчеканены монеты достоинством 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 вату. Также были выпущены купюры номиналом 100, 200, 500, 1000, 5000 и 10000 вату. На текущий момент 1 доллар США соответствует 109,905 вату. 1 рубль = 1,9536 вату.
1 вату 1983 года, никель-латуневый сплав, масса - 1,99 грамма, диаметр - 16,95 мм, толщина - 1,2 мм, тираж неизвестен. Чеканились в 1983, 1990, 1995, 1999 и 2002 годах. По имеющейся информации, отчеканены на Австралийском Королевском монетном дворе (Канберра).
2 вату 1990 года, никель-латуневый сплав, масса - 3 грамма, диаметр - 20 мм, толщина - 1,38 мм, тираж неизвестен. Чеканились в 1983, 1990, 1995, 1999 и 2002 годах.
5 вату 1990 года, никель-латуневый сплав, масса - 4 грамма, диаметр - 23,5 мм, толщина - 1,31 мм, тираж неизвестен. Чеканились в 1983, 1990, 1995, 1999, 2002 и 2009 годах.
10 вату 1983 года, медно-никелевый сплав, масса - 6,1 грамма, диаметр - 24 мм, толщина - 1,89 мм, тираж неизвестен. Чеканились в 1983, 1990, 1995, 1999 и 2009 годах.
20 вату 1990 года, медно-никелевый сплав, масса - 10,2 грамма, диаметр - 28,45 мм, толщина - 2,05 мм, тираж неизвестен. Чеканились в 1983, 1990, 1995, 1999 и 2010 годах.
50 вату 1990 года, медно-никелевый сплав, масса - 15 граммов, диаметр - 33 мм, толщина - 2,25 мм, тираж неизвестен. Чеканились в 1983, 1990, 1995, 1999, 2002 и 2009 годах.