На самом деле есть достаточно недорогие вещи хорошего качества, просто это не будет топовый резчик или вещь с провенансом из знаменитых коллекций. В нэцкэ, думаю, как и в нумизматике, порядок цен имеет очень высокий разброс от 200$ до 1 млн.$ Материал изготовления на стоимость в нэцкэ не влияет, стоимость складывается, во-первых, из восприятия самой вещи. Остальное, с моей точки зрения, достаточно двояко. Есть работы известных резчиков и в то же время неподписанные работы, которые могут соревноваться друг с другом по стоимости. Провенанс, с одной стороны, влияет на стоимость, а с другой, в вещах высшей ценовой категории от 250K$ неопубликованность вещи порой только на руку владельцу. Всё очень лично, покупатель и продавец могут по-разному относиться к износу и реставрациям. Для меня наличие возрастных трещин и износа на вещах начала 18 века только придают им некий шарм, сразу видно, что вещь использовалась по назначению, а не пролежала в сундуке. Также весьма субъективно мое личное отношение к реставрациям, если реставрация сделана хорошо и она не видна, для меня это не будет камнем преткновения в совершении сделки.
Добрый день! Очень хотелось бы поделиться с Вами примерами работ нашего соотечественника, резчика Никиты Струкова. По-разному можно относиться к современным нэцкэ, кто-то категорически отрицает коллекционирование работ современных резчиков, говоря о коллекционировании исключительно антика. Есть коллекционеры, которые собирают только нэцкэ определенной эпохи, к примеру Эдо (1603–1867), говоря о малом интересе к японской миниатюре, созданной в периоды (Мейдзи, Тайсё, Сёва). Даже у разных людей восприятие принадлежности к антиквариату совершенно разное, для кого-то, к примеру, и Тайсё (1912–1926) уже не антиквариат, а для кого-то антиквариат все вещи, созданные до начала второй мировой войны. Как говорится, сколько людей — столько и мнений, мы все разные, и именно этим и прекрасен наш мир. Также нужно понимать, что со временем вкусы коллекционера меняются, и истины, кажущиеся для нас незыблемыми в первые годы увлечения, зачастую претерпевают изменения в более зрелом, осознанном периоде коллекционирования.
В самом начале пути я категорически отрицал все вещи, созданные с начала 20 века, говоря об отсутствии некой магии и энергетики прошлых веков. Однако сейчас положите передо мной работы мастеров школы Со, Кокейсая Сансе, Комея, животных Сергея Осипова или мифических созданий Никиты Струкова, я был бы счастлив от одного созерцания данных вещей, не говоря о возможности пополнить свою коллекцию.
Tofu Kozu - один из видов ёкая, мифического существа из японского фольклора. Обычно его изображают в виде ребёнка, который держит поднос с тофу. Эти существа не представляют опасности для людей и часто описываются как дружелюбные, скромные и забавные персонажи.
Нэцкэ выполнена из венге — редкой и ценной породы тропической древесины. Особую ценность представляет тёмная и очень плотная сердцевина дерева, которая является важным материалом благодаря своим свойствам и красивой текстуре.
Руслан, привет! Рад, что спустя годы ты начал по-другому смотреть на contemporary netsuke!) Я, кстати, 4года назад в этой ветке знакомил коллег с творчеством многих современных мировых мастеров, из наших это были Осипов, Попова, Успенский, Авксёнов. Сейчас, ты знаешь, моё сердце больше принадлежит ранним нэцкэ, но перед некоторыми работами современных нэтсуке-ши просто не могу устоять! Обещаю через неделю- две сделать тут обзор по новым нэцкэ Никиты, найду время! Сейчас хочу похвалится одной из его работ( в моей коробке)))))! Обожаю её! Нэцкэ "Коллекционер нэцкэ". Никита Струков. Дерево, слоновая кость. Высота: 53мм., ширина: 40 мм. 2024г.
Слово «нэцкэ» пишется двумя иероглифами (нэ — означает «корень», цуке — «прикреплять»). Нэцкэ — это брелок или противовес, с помощью которого у пояса носили кисет с табаком, текстильный мешочек для денег, трубку в футляре или инро — коробочки для парфюмерии и лекарств. Все подвесные элементы можно объединить одним словом — сагемоно («свисающие вещи»). Нэцкэ имеет сквозное отверстие (химотоси), через которое пропускается шнур с кисетом, инро и т. д., концы шнура завязывают, причем узел, как правило, скрывается в одном (большем) из выходов отверстия. Сложенный пополам шнур продевают за пояс, так что на одном конце находится кисет или инро, а на другом в качестве противовеса — нэцкэ. Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме.
Брелоки-противовесы типа нэцкэ использовались на обширной территории: в Японии и в Венгрии, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности, там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. В Японии, если не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью противовеса-брелока, то специфика его художественного оформления (в виде резной скульптуры), несомненно, не местного, но китайского происхождения. Уже в период Мин (1368-1644) в Китае носили так называемые чжуй-цзы — предметы, аналогичные нэцкэ и по функции, и по оформлению. Связь нэцкэ с их китайским прототипом очевидна. Но роль чжуй-цзы в истории нэцкэ не стоит преувеличивать: очень скоро в Японии были выработаны оригинальные формы и приемы резьбы, введены новые сюжеты и переосмыслены старые. Самое раннее письменное свидетельство о ношении нэцкэ относится к началу 17 века.
Самым распространенным материалом для изготовления нэцкэ было дерево. Более всего ценился самшит (цуге). В Нагоя и провинции Гифу резчики любили работать с древесиной вишни (сакуры). Древесина гамамелиса, хурмы, эбеновое дерево, кипарис, тис, бамбук, палисандр, орех тагуа и использование других пород дерева говорит о достаточном многообразии материала.
Начина с 17 века появляются нэцкэ из слоновой кости, импортируемой голландцами из северного Вьетнама. Слоновая кость считалась элитарным материалом для изготовления нэцкэ. Реже чем слоновая, использовалась кость морских животных: бивни моржа и нарвала, зубы кашалота и косатки. Рог оленя, считался недорогим материалом, но ввиду высокой пористости и неравномерной окрашенности работа с рогом подразумевала высокое мастерство резчика.
В провинции Ивами использовался клык кабана, небольшой размер и форма которого определила специфику региональной школы резьбы.
Мастера занятые в традиционных ремеслах, - керамисты, специалисты по изготовлению оружия, художники по лаку, также временами обращались с созданию нэцкэ из тех материалов, с которыми работали. Крайне редко нэцкэ изготавливались из коралла, янтаря, нефрита, агата, черепахового панциря, рога птиц носорога и т.д. Отдельные детали фигур из слоновой кости или дерева, резчики дополняли инкрустацией из дорогих материалов таких как рог носорога, черный коралл (умимацу), золото, перламутр и прочее.
Достаточно хорошо в тему материалов вписываются маски Никиты Струкова, изготовленные из редких пород древесины. Резчик создавал их в местах своих путешествий, мне кажется в этом есть определенный шарм.
В данной маске мастер изобразил Usofuki с забавным выражением лица. Его губы вытянуты и сморщены, словно он пытается произнести звук, похожий на свист. Взгляд направлен в сторону. Глубокие морщины на лице, искусно подчеркнутые структурой материала, придают маске особую выразительность. Один глаз прищурен, а на лбу заметна округлая выпуклость.
Резчик с поразительной точностью передал хитрость и очарование кицунэ — существа из японской мифологии, которое может принимать облик как лисы, так и человека. Когда кицунэ исполняется тысяча лет, у них появляется девять хвостов, а их шерсть становится белоснежной. В Японии таких существ называют кьюби, или небесными лисицами. Кьюби обладают способностью управлять природными явлениями, временем и могут уводить людей в другие миры.
На протяжении всего 17 века создание нэцкэ оставалось побочным занятием не только для скульпторов, но и мастеров многих других специальностей: керамистов, резчиков декоративных архитектурных деталей, художников по металлу, мастеров художественного лака, резчиков кукол. Лишь в 18 столетии, появляются профессиональные резчики нэцкэ (нэцукэси). Мастера-профессионалы и превращаются нэцкэ в самостоятельный вид искусства, обладающий специфичным набором форм, материалами и кругом сюжетов.
Далее мы разберем основные формы нэцкэ. Наибольшее распространение имело восемь форм нэцкэ: катабори, анабори, кагамибута, мандзю, рюса, саси, итараку, маски.Также хотелось бы упомянуть два вида приспособления , предшествующих нэцкэ - обихасами и обигурува.
Катабори - небольшая резная фигура, которая может изображать людей, животных, многопрофильные группы. Для зрелого периода истории нэцкэ(конец 18 - начало 19 века), она наиболее характерна.
Кагамибута - по форме напоминает плоскую чашу, выполненную из кости, рога, редко из дерева, сверху покрытой металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления.
Мандзю - свое название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепешкой (мандзю). Основными центрами производства мандзю были Эдо и Киото.
Рюса - один из вариантов исполнения мандзю. Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а ее верхняя часть выполнена в технике сквозной резьбы.
Саси — одна из наиболее старых форм нэцкэ. Она представляет собой длинный брусок с отверстием для шнура в одном конце. Саси затыкали за пояс таким образом, чтобы отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисали подвесные элементы.
Аукционный дом «Миниатюрная скульптура Японии» приветствует Вас! Подписавшись на наш канал, вы получите: - доступ до интернет-магазина и сможете приобрести аутентичные предметы в режиме реального времени; - своевременное оповещение о предстоящих аукционах по японскому искусству, проходящих 4 раза в год на онлайн-портале; - исчерпывающее описание по представленным лотам; - экспертную оценку от действующих коллекционеров; - интересный контент по японскому декоративно-прикладному искусству; - первыми узнаете о планируемых поступлениях.
Rush37 пишет: На самом деле есть достаточно недорогие вещи хорошего качества, просто это не будет топовый резчик или вещь с провенансом из знаменитых коллекций. В нэцкэ, думаю, как и в нумизматике, порядок цен имеет очень высокий разброс от 200$ до 1 млн.$ Материал изготовления на стоимость в нэцкэ не влияет, стоимость складывается, во-первых, из восприятия самой вещи. Остальное, с моей точки зрения, достаточно двояко. Есть работы известных резчиков и в то же время неподписанные работы, которые могут соревноваться друг с другом по стоимости. Провенанс, с одной стороны, влияет на стоимость, а с другой, в вещах высшей ценовой категории от 250K$ неопубликованность вещи порой только на руку владельцу. Всё очень лично, покупатель и продавец могут по-разному относиться к износу и реставрациям. Для меня наличие возрастных трещин и износа на вещах начала 18 века только придают им некий шарм, сразу видно, что вещь использовалась по назначению, а не пролежала в сундуке. Также весьма субъективно мое личное отношение к реставрациям, если реставрация сделана хорошо и она не видна, для меня это не будет камнем преткновения в совершении сделки.
. Замечательный аукцион и замечательные предметы. Отличное начало. Успехов. Жаль, что не разбираюсь в этой теме. Вот, купил когда то недорого. Очень понравилось просто.
Статья 5. Основные источники получения информации о нэцкэ.
Первые упоминания о нэцкэ можно встретить в повестях и гравюрах, однако основным источником знаний является фундаментальный труд — книга «Сōкэн Кисё», которая была издана в 1781 году.
«Сōкэн Кисё» («Похвала оправе мечей») — единственное сочинение эпохи Эдо, содержащее биографические сведения о мастерах нэцкэ: имя, место проживания, основную профессию (до конца XVIII века резьба нэцкэ для многих была скорее хобби, нежели заработком).
Автор книги Инаба Цурю (Мититацу) Синъэмон (1736–1786) известен как специалист в оценке оправы холодного оружия, поэтому пять томов издания он посвятил мечам, один — изделиям из лака, и только в седьмом томе опубликовал краткую информацию об известных ему 55 резчиках нэцкэ преимущественно из городов Осака и Киото.
Статья 6. Региональные центры резьбы. В этой статье мы кратко расскажем о ключевых центрах региональной резьбы, где создавались нэцкэ. В следующих публикациях подробно обсудим особенности каждой из школ, приведем примеры их работ и поговорим о знаменитых резчиках, творивших на протяжении прошлых столетий.
Название центров региональной резьбы напрямую связано с их географическим расположением.
Киото Осака Нагоя провинция Исэ провинция Кии провинция Ивами Хаката, провинция Тикудзен провинция Тамба провинция Итиго Эдо (Токио) провинция Хида
Статья 7. Региональные центры резьбы. Киото. Первыми центрами резьбы нэцкэ стали города Осака и Киото.Киото – императорская столица – славилась талантливыми ремесленниками, производившими для императорского двора и аристократии изысканные шкатулки из лака, золотую парчу, керамические чаши для чайной церемонии, дорогую бумагу и вырезные предметы из дерева вроде гребней для волос и т. п. Возможно, мастера Киото, изготавливавшие резные изделия из оленьих и буйволиных рогов, первыми попытались в доступном им материале вырезать фигуративные нэцкэ, а позднее стали использовать для резьбы слоновую кость. Не всегда возможно определить стилистическую разницу в резьбе ранних нэцкэ, созданных местными мастерами. При описании таких вещей принято использовать название региона Камигата, объединяющее оба города – Осака и Киото.
Трех резчиков из Киото второй половины XVIII века часто указывают как основоположников местной школы резьбы нэцкэ: Идзумия Томотада, Масанао и Коёкэн Ёсинага. Работы Томотада / #Tomotada входят в число наиболее желанных в любой коллекции, несмотря на то что его прижизненная известность привела к появлению огромного числа копий и подделок, созданных современниками. Определение подлинности знаменитых быков мастера даже при наличии подписи и полном соответствии атрибуционным признакам зачастую основывается скорее на субъективном восприятии и ощущении значительности, мощи, величия, присущих животным в исполнении талантливого резчика . За редким исключением Toмотада предпочитал анималистические сюжеты: кроме вымышленных зверей(кирин, китайских львов карасиси) и быков среди его работ представлены волки, тигры, собаки, кабаны. Всех животных отличает некоторая грузность, мускулистость, укрупненные пропорции тела.
Масанао / #Masanao, как и большинство резчиков #Киото, выбирал в качестве моделей для изображения преимущественно животных. Возможно, нэцкэ в виде календарных зверей считались чем-то вроде персонального талисмана, и этим объясняется их распространенность и популярность как в XVIII, так и в XIX веке. Среди самых узнаваемых работ Масанао – крысы и тигры с мягкими, кошачьими повадками,пухлыми щеками и пушистыми бровями. Как видно по сохранившимся работам, Масанао был не только технически умелым резчиком,но и оригинальным, способным на создание новых моделей художником.
Немного лотов из предстоящего Аукциона Япония, период Мейдзи, конец 19 века Слоновая кость; резьба, тонировка Высота: 37 мм; Длина: 36 мм Подпись: неподписанная Состояние: отличное с незначительным износом Провенанс: частная коллекция
В изящном нэцкэ предстают перед нами два бессмертных, чьи образы словно оживают на свитке, развернутом их руками. Эти мудрецы, известные как Сенины, имеют длинные ниспадающие до плеч волосы и облачены в традиционные накидки из полыни, подпоясанные на талии. Их лица выражают задумчивость , рот одного из них приоткрыт в драматическом порыве, а глаза горят пламенем мудрости. У ног бессмертных расположилась их верная спутница — огромная жаба.
Netsuke / Нэцкэ Дарума выдувающий сладкие шарики Япония, период Мейдзи, конец 19 века Дерево; резьба, тонировка Длина: 46 мм; Высота: 24 мм Подпись: неподписанная Состояние: отличное с незначительным износом Провенанс: частная коллекция
Эксцентричный образ, выразительно дополненный серьгами в ушах, сразу же вызывает ассоциации с патриархом дзэн-буддизма Бодхидхармой, или Дарумой. В данной работе мастер искусно интерпретировал образ выдающегося монаха, превратив его в уличного торговца леденцами.
Этот вид уличной еды напоминает продажу сахарной ваты, в древности торговцы выдували шарики из сладкой патоки, придавая разнообразные формы.
Netsuke / Нэцкэ лежащий Шиши Япония, Осака, период Эдо, конец 18 века - начало 19 века Слоновая кость; резьба, тонировка, инкрустация Длина: 61 мм Подпись: неподписанная Состояние: хорошее с ожидаемым износом, возрастными трещинами Провенанс: частная коллекция
Шиши, лежащий на животе, напряженно скалит зубы, его голова и уши находятся в угрожающей позиции. Одна из лап поднята в предупреждающем жесте, грива ниспадает на мускулиное тело. Мощный толстый хвост, прижат к спине и величаво спускается на приподнятые бедра. Крупные пушистые "шишки" на лапах и спине даны в едва заметном рельефе без тонировки.
Глаза, инкрустированные темным рогом, устремлены куда-то ввысь, создавая впечатление скорее беспокойства, чем настоящей угрозы. Брюшко нежного медового оттенка, слегка выступает вперёд. А крепкие и мясистые лапы придают образу мифического животного гармоничный и сбалансированный вид.
Осака был крупным логистическим центром страны с центральной рисовой биржей и морским торговым портом, куда поступала слоновая кость, ставшая основным материалом для резчиков региона. Из 23 резчиков #Осака, упомянутых Инаба Синъэмон в «Сōкэн Кисё»,лишь малая часть представлена в современных коллекциях подписанными работами В основном это безымянные произведения как высокого, так и среднего уровня, которые ещё предстоит изучить и, возможно, атрибутировать.
Школа Осаки была богата талантливыми мастерами, и их список можно продолжать очень долго. В этой статье мы расскажем вам лишь о некоторых выдающихся представителях регионального центра резьбы.
По разным коллекциям и публикациям на сегодняшний день насчитывается около 15 подписанных работ Гэтю, среди которых есть животные и несколько персонажей из «китаизированного репертуара»: бессмертные сэннин, Кандзан и Дзиттоку, демоны они и т. д. Произведения дают достаточную базу для определения специфики личного стиля мастера и ее последующих интерпретаций.
Его имя упоминается в «Сōкэн Кисё». Работы Санко встречаются крайне редко, а мастерство не вызывает сомнений. Подпись мастера имеется не на всех работах, атрибутированных данным резчиком.