Коллеги! Предлагаю участие в опросе "за" самый привлекательный, законченный что-ли лицевой штамп для пятёрок Николая II. Так же будет интересна ваша расстановка этих "портретов" от самого привлекательного к наименее эстетичному. Термин "лицевой штамп", фотографии из статьи А.Ф.Каюмова. "Золотые монеты царствования Николая II 5, 10, 7.50 и 15 рублей регулярных выпусков. Оценка стоимости с учетом вновь выявленных видов".
В отличие от десяток для пятерок необходимы некоторые пояснения. 1-й, 2-й и 5-й л.ш. по Каюмову очень схожи в портретной части и если в 1-й лш. характерным отличительным признаком является расположение кратки [николаЙ] под зубцом канта, то и у 2-го, и у 5-го л.ш. этот признак идентичен - кратка расположена между зубцами канта. При этом 5-й л.ш., по мнению Каюмова А., встречается только на монетах датированных 1900 годом царской чеканки. Все эти три л.ш. оставлены в опросе с возможностью выбора нескольких вариантов.
4-й и 6-й л.ш. это "большеголовики" предположительно советской чеканки на ЛМД. При этом Каюмов А. не выделяет в отдельный л.ш. 1900 года (1897, 1898 и 1900 гг. у него единый л.ш. для большеголовиков - 6-й), тогда как Голованов Г. (статья есть в библиотеке СМ - http://www.staraya-moneta.ru/lib/67323/) выделяет этот портрет в отдельный тип и показывает отличия от л.ш. 1897 и 1898 гг. Наиболее характерным и достаточно легко атрибутируемым отличительным признаком л.ш. 6-3 (вторая цифра - "портрет" по Голованову Г.) от 6-2 является сходимость крайних прядей бороды в "подбородочной точке" (термин Голованова Г.): в 6-3 пряди сходятся, в 6-2 пряди не сходятся.
оба типа включены в опрос как разные варианты, в отличие от типа 6-4, мало отличающегося от 6-3 и встречающегося на крайне редкой монете 5 р. 1901 года.
Дмитрич пишет: ...Если в 1-й лш. характерным отличительным признаком является расположение кратки [никола Й ] под зубцом канта, то и у 2-го, и у 5-го л.ш. этот признак идентичен - кратка расположена между зубцами канта.
здесь ошибка читать "...Если для 2-го л.ш. характерным отличительным признаком является расположение кратки [никола Й ] под зубцом канта, то и у 1-го, и у 5-го л.ш. этот признак идентичен - кратка расположена между зубцами канта. "
Извиняюсь, что не совсем по теме! Подскажите пожалуйста, кто нибудь видел в живую 5 рублей 1901 ФЗ с портретом БГ? Может фото есть у кого то? Буду признателен за любую информацию (очень интересно).
Благодарю Вас, уважаемый Дмитрич, за очередной интересный опрос и ссылку на материал по "большеголовикам"! Очень познавательно было узнать что-то новое! В очередной раз убеждаюсь насколько наше увлечение многогранно и увлекательно, как говорится, "век живи - век учись"! Проголосовал за 6-3, а порядок такой: 6-3, 6-2, 4, 2, 5, 1, 3
Kurus пишет: Разницу между 1-м и 5-м портретом не могу рассмотреть. Кто-то различает? Похоже 5-й производный от 1-го.
Да,и мне хотелось бы понять по каким признакам можно ориентироваться, смотря только на портрет. Понятно, что исходя из года можно "поставить диагноз".
У Каюмова в описании 5-го портрета идёт следующее:
Цитата
В нижней части бороды имеются три характерные пряди, похожие на аналогичные пряди первого штампа, однако первая прядь (считая от шеи) на участке, идущем вдоль нижнего контура бороды, значительно уже. Внизу у самого контура от первой пряди отделяется и выходит на горло короткая толстая прядь, которая имеет низко рельефное исполнение и слабо различима.
Ещё отличие в количестве негативных прядей затылка, но какие пряди затылка позитивные, а какие нет?
Всем доброго здоровья, Дмитричу спасибо за интересную тему. Мое видение привлекательности аверсов несколько не вписывается в заданные автором темы рамки, потому что для меня привлекательность заключается не в законченности портрета, к тому же все обсуждаемые портреты видятся законченными. Определяя привлекательность, я больше обращаю внимание на качество художественного исполнения портрета (все элементы должны быть пропорциональны друг другу, их сочетание должно быть правдоподобным, изображение человека ни в коем случае не должно добавить каких-либо дефектов к его внешности, легкое приукрашивание действительности допустимо, однако оно не должно привести к тому, что изображаемого человека будет просто не узнать) и его удачное сочетание сложностью рисунка, тонкостью проработки всех мелких элементов изображения. Исходя из сказанного, совершенно не вижу смысла сравнивать привлекательность 1-го, 2-го и 5-го аверсов как между собой, так и в отдельности с другими портретами, большие головы (4, 6-2, 6-3) по-моему тоже можно объединить в отдельную группу. В итоге такие группировки по красоте получились: 1. Безусловные лидеры красоты - большие головы (аверсы 4, 6-2, 6-3) 2. Портреты поздних лет - аверс 3 3. Аутсайдеры - аверсы 1, 2, 5
Комиссар-Рэкс пишет: В итоге такие группировки по красоте получились: 1. Безусловные лидеры красоты - большие головы (аверсы 4, 6-2, 6-3) 2. Портреты поздних лет - аверс 3 3. Аутсайдеры - аверсы 1, 2, 5
Точно такое же мнение.
И есть вопрос. Какое самое характерное отличие 1 и 5 портретов? Вот, как у бг 1900 и более ранних, есть прядь бороды, а тут?
Внизу у самого контура из-под первой пряди выходит на горло короткая и тонкая прядь (видная в виде тонкой черточки на хорошо оформленных оттисках)
т.е. эта чёрточка у горла является самым характерным отличием первого (и второго) портрета от пятого?
Ну и визуально, первый со вторым портретом несколько "большеголовее", нежели пятый. Визуально голова смотрится крупнее. Хотя, возможно, это лишь некоторый эффект из-за большего количества прядей. И на него не стоит опираться.