Автор Вестнер. Нюрнбергский медальер. Сначала был литейщиком, затем обучился искусству изготовления штемпелей, усовершенствовался в нем в гг. Куре, Берлине и Веймаре. В 1700 г. обосновался в Нюрнберге, в 1728 г. получил привилегию создавать медали в собственной медальерной мастерской. В 1732 г. был назначен придворным медальером курфюрста Баварского.
. Надписи на оборотной стороне медали: по окружности – «Настал день, в который женское оружие ниспровергло ваши замыслы», внизу под обрезом – «В сражении с татарами Азов взят у турок 1736»
"Иоганн Карл Гедлингер - выдающийся швейцарский медальер, родился в городе Швиц в Швейцарии в 1691 г. В 10 лет он стал учеником одного ювелира в Люцерне, высоко отзывавшегося о его способностях как художника, в мастерской которого он сумел создать свои первые штемпели монет и медалей. В 1717 г. И. К. Гедлингер уезжает в Париж, где какое-то время работает на французском Королевском монетном дворе. Именно в эти годы ему посчастливилось здесь встретиться с Петром I во время второго знаменитого Великого посольства в Европу. Молодой гравер произвел на русского царя весьма благоприятное впечатление. В 1718 г. по приглашению канцлера шведского королевского двора Генри де Гетца Гедлингер едет в Швецию, где до 1745 г. работает сначала рядовым гравером, а впоследствии - главным медальером монетного двора в Стокгольме. Всего за период работы на монетном дворе в Стокгольме он разработал сюжеты более 160 медалей и памятных жетонов, изготовил для этого более 320 штемпелей, не считая тех, которые он вырезал специально для чекана монет. Петр I, который был ценителем творчества И. К. Гедлингера, высоко отзывался о его работах. Он не забыл и о своей встрече с ним во Франции в 1717 г. В 1723 г., после заключения Ништадтского мира со Швецией, российский император приглашает Гедлингера на работу в Россию. Занятый работой на монетном дворе в Стокгольме, последний отвечает вежливым отказом. Петр I, всячески пытавшийся улучшить российское монетное производство и приглашавший для этого в страну иностранных специалистов, был огорчен отказом Гедлингера и был вынужден вызвать в Россию датского медальера Антона Шульца, которого, правда, считал слабой ему заменой. В 1728 г. попытку пригласить Гедлингера на работу в Варшаву делает польский король Август, однако и ему медальер отвечает отказом. Несколько лет спустя, в 1730 г., это же пыталась сделать российская императрица Анна Иоанновна. Ее условия были весьма соблазнительны. Медальеру назначалось годовое жалованье в 4000 золотых дукатов и дополнительная оплата каждого выполненного им изделия, однако и это не привлекло известного мастера. В 1735 г. по совету Ивана Шлаттера, работавшего в то время директором Российской монетной канцелярии, Анна Иоанновна обращается с письменной просьбой непосредственно к шведскому королю Фредерику с тем, чтобы он направил И.К. Гедлингера на работу в Россию. Фредерик ответил милостивым согласием, отпустив своего любимого медальера лишь на два года. Гедлингеру было положено жалованье в 4000 рублей в год, что было огромной суммой по тем временам. Кроме того, ему полагался ряд льгот и разного рода материальные привилегии. За время пребывания на русской службе И.К. Гедлингером было изготовлено несколько штемпелей для чекана монет, а также разработан ряд памятных медалей, посвященных разным персонажам и событиям истории России. Несомненно, за короткий период он не мог сделать так много, как это ему удалось, работая в Швеции. На это у него было мало времени, да и события, происходившие в России, его мало вдохновляли, однако монетные и медальные портреты, созданные им, особенно портрет императрицы Анны, считаются одними из лучших и наиболее удачных в ее иконографии. В целом его творчество оказало, весьма положительное воздействие на последующее развитие медальерного искусства в России, а подготовленные им ученики продолжили начатое мастером дело. Гедлингер работал, как правило, медленно, но обстоятельно, тщательно прорабатывая мелкие детали рисунка, особенно в портрете, что в конечном итоге позволяло ему создавать образцы первоклассного миниатюрного искусства, как в штемпелях для медалей, так и на монетах. В 1741 году Гедлингер отправился в Швейцарию и женился здесь. До 1744 года путешествовал по Европе и вернулся в Стокгольм, но ненадолго. В ноябре 1745 года Гедлингер оставил Швецию, хотя был назначен членом Академии Наук и директором Монетного двора, и возвратился в Швейцарию, где продолжал заниматься медальерным искусством. В память Иоганна Гедлингера выбито несколько медалей."
Давно хотел приобрести эту медаль Гедлингера. Подвернулась в ауке за недорого. Пока не получил. Интерсно, что за грязь между буквами? Надеюсь отмоется...
Медаль в память генерал-фельдмаршала князя М.М.Голицына (старшего). Франция, Парижский монетный двор, 1761 г. Медальер Шарль Норбер Ротье (лиц. ст. – под изображением: ROETTIERS FILIUS F•). Диаметр 46,5 мм. Сохранность отличная. СРМ# V.3. Иверсен# CXLII (т.1, с.162). Forrer, vol. V, p. 154. Дьяков# 71.1 (R2). Соколов# 179 (R3)
На коронацию Анны все представленные, как я понимаю, произвольные позднейшие варианты. А самую первую, с узкой головой,котоорую можно назвать собственно оригинальной (и прообразом для остальных) вырезал Лефкен.
IgorS пишет: Давно хотел приобрести эту медаль Гедлингера. Подвернулась в ауке за недорого. Пока не получил. Интерсно, что за грязь между буквами? Надеюсь отмоется...
От сердце поздравляю и завидую белой завистью(если конечно это вообше приемлимо к слову зависть) позволю себе спросить,ужаваемый IgorS,медаль получили? изумительная вешица.
Спасибо на добром слове. Да, медали Гедлингера найти не просто. Медаль получил. Смог снять много грязи. По мнению одного и коллег-форумчан, медаль использовали как подсвечник, вот и набрался парафин тут и там. Результатом вполне даволен. Как обычо на моих фото - не хватает света.
Интересная штука... реверс монограммой помечен, а аверс - нет. В 1739 году, согласно его автобиографическим заметкам, он ездил на Родину здоровье поправить.
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.