Петрунин Ю.П. "Шесть рублевиков Дасье и тайные знаки на них".
Всемирно известный медальер Ж.-А. Дасье проработал в России всего несколько месяцев. Этого было достаточно, чтобы его работы навсегда вошли в список самых блестящих произведений медальерного искусства, воплотившихся в монеты императорской России XVIII века.
К моменту подписания контракта в 1757 г. с представителями российской стороны Жак Антуан Дасье занимал должность резчика штемпелей при Королевском монетном дворе в Лондоне уже 16 лет. За это время он стал известен как создатель серии медалей знаменитых людей, живших в Англии, и автор других замечательных работ.
… налет романтизма можно обнаружить в его российских работах, и в первую очередь на монетах Елизаветы Петровны.
На монетном кружке Дасье изобразил красивую женщину с утонченными и привлекательными чертами лица. Портрет, лишенный орденской ленты и звезды, пленяет изяществом форм. Легкое, напоминающее римскую одежду платье и кокетливая, совсем не императорская корона дополняют композицию.
К сожалению, портрет не получил широкую дорогу в жизнь. … Портрет, исполненный Дасье, чеканился на золотой монете достоинством в 10 рублей и на серебряных рублевиках Великий князь Георгий Михайлович в «Корпусе русских монет» приводит два варианта рублевых штемпелей работы Дасье.
В последующие годы были обнаружены неизвестные ранее разновидности штемпелей. Так, Р. Зандер описывает уже четыре известных ему варианта рублей с портретной стороной работы прославленного мастера. В.В. Биткин также свидетельствует о существовании четырех штемпелей, выполненных Дасье. Любопытно, что два последних автора иллюстрируют свои работы рисунками, которые отличаются друг от друга изображением одного рублевика.
Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени известны пять вариантов портретной стороны рубля Дасье. Монетные оттиски лицевой стороны различаются не только характером расположения легенды по отношению к фрагментам портрета, но и рисунком деталей изображения.
Любители экзотики и последователи Р. Зандера, склонные рассматривать некоторые дефекты на рабочей поверхности штемпелей в качестве тайных знаков, могут дополнить перечень таковых постоянным дефектом на аверсе рублей, воспроизведенных на рис. 4.
Попытка объявить упомянутые дефекты на штемпелях работы Дасье тайными знаками носит скорее романтический, чем объективный характер. Вместе с тем причины, согласно которым прославленный художник якобы метил свои произведения, могут получить неожиданное объяснение. ...
Можно полагать, что среди известных вариантов портретных штемпелей существует один — особый, который объективно отличается от других и принадлежит руке Дасье. Нельзя исключить, что это разновидность штемпеля, изображенная на рис. 3А …
Мысль о том, что данный рублевик является образцовым и принадлежит резцу самого Ж. Дасье ранее высказывалась Г. Даном. В качестве одного из доказательств автор приводит фотографию из Смитсоновского собрания, на которой изображен рубль Елизаветы Петровны, стороны которого идентичны таковым у изучаемой монеты. Особенностью экземпляра является наличие отверстия, которое пробивалось согласно правилам Монетного двора на пробных образцах, получивших высочайшее одобрение к массовой чеканке. Через отверстие пропускался шнур, концы которого скреплялись сургучной печатью, после чего монета сдавалась на хранение в архив. Видимо, такую процедуру прошел рублевик с отверстием.
….
Гипотетическая реконструкция событий позволяет предположить следующие этапы. Как и положено мастеру, Дасье изучает придворные портреты и, вполне вероятно, знакомится с персонажем лично. Для передачи внутреннего мира портретируемого художнику было важно пообщаться с героиней. Проникнутый аурой Елизаветы, Дасье под впечатлением знакомства создает портрет, который великолепен по художественному замыслу и рассчитан на творческую образованность заказчика. Однако Дасье терпит фиаско. Субъективное восприятие портрета Елизаветой главенствует над аспектами художественными. Императрица портрет не одобряет. Дасье, который, согласно контракту, должен был проработать на монетном дворе 2 года, желает сократить время пребывания в России и отбыть на родину.
Ускорить возвращение медальера заставили и объективные факторы. «Большая предрасположенность к чахотке, которую мосье Дасье привез с собой в Петербург, начала заметно увеличиваться во время его пребывания здесь. …Наконец, он впал в тяжелую болезнь. …Эти обстоятельства умножили его стремление вновь вернуться в Англию или, как он предполагал, во Францию. Осенью 1758 года он сел на английский корабль, но доплыл только до Копенгагена, где умер от сильного кровотечения из легких».
Рубль работы Дасье замечателен также тем, что оборотную сторону резал сам автор. Варианты реверса отличаются друг от друга незначительными деталями. Орловая сторона рубля (рис. 3А), обозначенная ГМ как «очень редкая монета», как уже указывалось, не имеет знаков минцмейстера. Реверсы некоторых экземпляров (рис. 3В и 4А) тождественны. На одном из аукционов на торги был выставлен рубль с неопубликованной ранее оборотной стороной (рис. 5), но известным аверсом.
Штемпель оборотной стороны отличается от остальных, представленных на рис. 3 и 4, деталями изображения и соотношением орла со словами круговой надписи. Легче всего обнаружить отличия, если сравнить расположение креста на державе по отношению к букве «Н» в слове МОНЕТА. Примечательно, что монета не имеет знака минцмейстера.
Таким образом, с учетом указанного варианта оборотной стороны можно констатировать, что к настоящему времени известны шесть разновидностей рублевиков с портретом работы Ж.-А. Дасье, что следует принимать во внимание при каталогизации монет прославленного медальера.
…. Пресловутые тайные знаки на рублевиках работы Дасье налагают некий мистичес-кий отпечаток на личность выдающегося мастера. Перед отъездом из России Дасье оставил еще одну загадку, решить которую, скорее всего, не удастся никогда.
22 января 1758 г. в кабинет императрицы направляется «Рапорт из Монетной Канцелярии… — О предоставлении Монетною Канцелярею рублевика, выбитого штемпелем, вырезанным вновь медальером Дасье».
Из «Рапорта…» мы узнаем о том, что Дасье создал новый (курсив. — Ю.П.) штемпель рублевика вместо отвергнутого варианта. Медальеру Дасье согласно упомянутому документу было поручено вырезать «вновь штемпеля в портрете Ее Императорского Величества и в сборе и в одежде» (курсив. — Ю.П.), взяв за основу рубль 1755 г.
Вспомним, что в 1754 и в 1755 гг. в качестве государственной монеты чеканились рублевики, созданные Б. Скоттом. Трудно описать чувства признанного в Европе художника, которому вменили в обязанность создать новый штемпель, отвечающий всем меркантильным амбициям Елизаветы, и который согласно ее пожеланиям должен был руководствоваться весьма посредственным портретом, созданным Скоттом.
……
Таким образом, следуя логике доступных публикаций, тайные знаки Дасье дополняются еще и таинственным рублевиком, представленным в высочайшие инстанции на утверждение. …
Задать вопрос автору статьи в "Книге Почетных Гостей"
Источники:
Монеты императрицы Елизаветы I". Монетная иконография. Очерки по нумизматике (монеты Елизаветы I). Каталог монет Елизаветы, 2012 г.
Автор:
Петрунин Ю.П.
Прочитано 4214 раз(а)