Иконография монетного и медального портрета императрицы Анны Иоанновны первой половины правления отмечена поиском портретной миниатюры, которая бы полностью устроила её изысканный вкус. Вплоть до 1736 года на аверсах серебряной монеты рублевого достоинства прослеживается творческий поиск известных и безызвестных резчиков - немец Антон Шульц, россияне Иван Васильев и Лукьян Дмитриев. Имена этих мастеров известны нам большей частью только из документов, и лишь один портретный вариант несет на себе сигнатуру «В», приписываемую И. Васильеву. Творческие искания медальеров сопровождались поисками самой Анны Иоанновны, царица искала среди художников мастера, который смог бы соответствовать её требованиям и ожиданиям. Одним из таких был швейцарец Иоганн Карл Гедлингер. По восшествии на Престол в 1730*, Анна Иоанновна сделала первую попытку через графа Головина заполучить к себе на службу маэстро Гедлингера, имя которого к тому времени не сходило с уст сильных мира сего. Уже с конца второго десятилетия XVIII века слали многие монархи ему свои оферты-приглашения. Пётр Великий дважды предлагал ему вступить на русскую службу: первое предложение мастеру было сделано Царем в 1717 **году, при посещении им Парижского монетного двора, где в то время молодой Гедлингер служил медальером. Также в 1723*** году, в поисках ведущего медальера на детище своё – Санкт-Петербургский монетный двор, Пётр снова обратился с предложением к Гедлингеру, на то время придворному Королевскому медальеру в Стокгольме. Стоит отметить также, что в 1728 вежливый отказ Гедлингера получил и Король Польский Август II «сильный». *Anno 1730 hatte Graf Golovin Russisch Kayserl. Ambassador Ordres, mich vermittelst einem jährlichen Apointement von Tausend Ducaten nebst aparter Bezahlung meiner Arbeit in Diensten seiner souveraine Kayserin Anna Ivanovna anzuwerben, welches aber alles in favore meiner mitfolgenden Memorial in Schweden genossenen und auf ЛАГОМ**** gegründeten Zufriedenheit ausgeschlagen. **Herrn Dirnachi, russischer kayserl. Leibmedicus, so mich in seines Monarchen Peter des Großen Diensten mit Versicherung meines Glückes zu engagieren sich beworben… ***Anno 1723 hat Herr von Bibikoff, russischer kayserl. Bevollmächtigter, und der vom russischen Hof kommende Baron von Zabrhielm mir Carta blanche offerirt, um mich in Kayser Peter des Großen Dienste zu engagieren **** точного перев. слову шведскому слову «ЛАГОМ» в немецком языке не существует, примерное значение «умеренный, удовлетворительный, довольный». До сих пор в нумизматике императорского периода России существует устоявшееся мнение, что Иоганн Карл Гедлингер не метил своих монетных штемпелей. Официальная точка зрения современной науки выражена в трудах таких известных ученых, как В.В. Уздеников: Уздеников Василий Васильевич. МОНЕТЫ РОССИИ. Москва 1992.- 678с. Ил. Стр. 618. «Иоганн Карл Гедлингер. Резал штемпеля рублёвика 1736 г. .... Штемпеля не метил.» «Лукьян Дмитриев. Копировал штемпеля работ Гедлингера. .... Штемпеля не метил.» и Е.С. Щукина. Щукина Евгения Семёновна. МОНОГРАММЫ НА РУССКИХ МЕДАЛЯХ XVIII- НАЧАЛА XX ВЕКОВ. Киев 2002. – 160с. Ил. Стр. 69,70-71. «Хедлингер (Гедлингер) Иоганн Карл.» стр.69 «Автор штемпеля.... рублёвика 1736 (без монограммы)» стр.70 «I.C.H. (Иоганн Карл Хедлингер) В память заслуг графа Остермана» стр. 71 Точка зрения не новая, так считали и А.Ильин и граф И.Толстой в 1910 году (рис. 1). Рис. 1. Фрагмент каталога 1910 г. Думается, что именно поэтому среди коллекционеров-нумизматов сложились и сосуществуют два различных по сути, но созвучных понятия: «рубль Гедлингера» и «тип Гедлингера». Понятие «рубль Гедлингера» означает, что все монеты этого типа отчеканены штемпелем работы самого Иоганна Карла Гедлингера. Второе понятие, «тип Гедлингера» означает, что монеты этого типа «чеканены штемпелями, которые скопировал россиянин Лукьян Дмитриев со штемпелей, сработанных рукой Гедлингера». «Рублём Гедлингера» Биткин В.В. «Сводный каталог монет России регулярного чекана» Киев 2000 – 624с. принято считать все рубли с новым, доселе невиданным, реалистичным, полным экспрессии, величественным портретом Императрицы Анны Иоанновны и только c датой «1736» над большой императорской короной на реверсе. Так, Барон Шодуар пишет (рис. 2): Рис. 2. Фрагмент каталога 1841 г.
Страница
1 - 1 из 6
Начало | Пред. |
12345
|
След. |
Конец
| Все