Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228
   


Реклама. Рекламодатель: ООО "Лигал Мил" ИНН 7703785411


На главную страницу Библиотеки

Гладцын В., Имппола Й. "О золотых монетах Финляндии 1878-1926 гг.". Возвращаясь к напечатанному.

Гладцын В., Имппола Й. "О золотых монетах Финляндии 1878-1926 гг.". Возвращаясь к напечатанному.

В № 3 за 2021 год "Петебургского коллекционера" была опубликована наша статья, посвящённая золотой чеканке монет Великого княжества Финляндского. При подготовке к публикации этой статьи в финском журнале Numismaattiko нам удалось дополнить материал новой информацией. Надеемся, что она окажется любопытной и для читателей «Петербургского коллекционера».
1. В статье отмечалось, что одной (но не основной) из причин введения золотого обращения в Финляндии стало открытие золотых приисков на территории страны. Дополним эти сведения историческим подтекстом. Летом 1868 года во время сильного голода Финский Горный совет решил на основе наблюдений, сделанных норвежским геологом Теллефом Даллом в середине 1860-х годов, отправить исследовательскую экспедицию в Лапландию на поиски золота. Руководителем экспедиции из 14 человек был Конрад Лир, тогдашний заместитель директора Гельсингфорсского монетного двора. Работа экспедиции не принесла существенных результатов, но после её завершения Лир был уже на частные средства нанят для продолжения поисков. Золото искали в различных частях Лапландии, пока в середине сентября 1870 года в Нулккамуке, в районе реки Ивалойоки, не было сделано открытие, которое посчитали значительным. Месторождение показалось настолько многообещающим, что Сенат решил подготовить указ о поиске и аффинаже золота в Лапландии, который должен был помочь стране оправиться от голода и тяжёлого состояния экономики. Промышленная геологоразведка золота официально началась в апреле 1870 года. После открытия золота на реках Тено и Ивалойоки, работы на реках Лапландии регламентировались временным декретом «Правила разведки и разработки золотых приисков в финской Лапландии», утверждённым императором Александром II, до тех пор, пока не был принят постоянно действующий закон о разведке и добыче золота. Его подготовку осложняли политическая борьба, давление и различные споры, но в конце концов он был также утверждён Александром II и вступил в силу в апреле 1871 года. Закон отменял прежнюю привилегию правительства в отношении драгоценных металлов и разрешил добычу золота всем (далее – цитата)«благонадёжным подданным Российской империи в Великом княжестве Финляндском, за исключением евреев». Однако закон налагал столь высокие лицензионные сборы и налоги на разведку и добычу, что у среднего гражданина практически не было возможностей получить лицензию. С другой стороны, российские бизнесмены безуспешно пытались получить эксклюзивное право на лапландское золото, пообещав взамен внести полмиллиона серебряных рублей в Банк Финляндии, но столкнулись с противостоянием местной элиты. Таким образом, основное право золотодобычи осталось за Банком.
2. Одной из причин массовой чеканки монет достоинством 10 марок в 1882 году мы назвали обилие выявленных 10-марочных фальшивых банкнот образца 1875 и 1878 годов. Считаем полезным привести изображение одной из таких подделок. (Илл. 1):
Фальшивая банкнота 10 марок образца 1878 года
Илл. 1. Фальшивая банкнота 10 марок образца 1878 года.

В обозримом будущем мы планируем подготовить отдельную публикацию, посвящённую монетам и банкнотам Финляндии, изготовленным фальшивомонетчиками в ущерб обращению.
3. При внимательном анализе гербового щита со львом на аверсе 20 марок 1912 года, можно заметить да его варианта: щит с полностью прочеканенными вертикальными полосами, и щит, на котором полосы видны не полностью (илл. 2):
Прочеканка вертикальных полос на щите: полностью (слева, вариант А), и частично (справа, вариант Б)
Илл. 2. Прочеканка вертикальных полос на щите: полностью (слева, вариант А), и частично (справа, вариант Б).

Кажется, это не стоило бы выделять в качестве разновидности: по мере использования штемпели изнашиваются, их рабочая поверхность постепенно портится, он немного «подновляются». Однако при более внимательном сравнении обнаружилось, что не всё так просто: присутствует определённая зависимость между прочеканом полос на щите и расположением инициала директора монетного двора (см. илл. 6 в основной статье): вариант Б нам встретился только на монетах с максимально высоко поднятой литерой S (отношение не эквивалентно). Таким образом, можно говорить о ещё одной штемпельной разновидности золотой монеты 20 марок 1912 года. Было бы интересно узнать мнение читателей по данному вопросу.

Источники:  2022 г.
Автор:  Гладцын В., Имппола Й.
Прочитано 483 раз(а)

Смотрите другие статьи по ТЕМАМ:

Монеты России 1700-1917 золото Русско-финские монеты 1863-1917 Монеты Европы Золото. Все о золоте

На главную страницу Библиотеки

Другие статьи автора:

Гладцын В., Имппола Й. "«Красная Армия всех сильней?» или «Трубы» (5 пенни 1918 г. Финляндия).

Гладцын В., Имппола Й. "О поддельных (для обращения) русско-финских денежных знаках". Часть 1. Монеты.

Гладцын В., Имппола Й. "О серебряных финских монетах в 25 пенни 1876 г. и 50 пенни 1876 г".

Гладцын В., Имппола Й. "О русско-финских монетах, атрибутируемых как «пруф»".

Гладцын В., Имппола Й. "О пробных финских монетах 1866 года (20 пенни 1866 г., 2 пенни 1866 г.)".

Все статьи автора


Если понравилась статья, поделитесь в соцсетях






  Маркетъ-плейсъ СМ:

Монеты царской (императорской) России до 1917. Монеты в слабах NGC, PCGS, ННРМонеты РСФСР, СССР 1918-1991, Новой России с 1992. Монеты в слабах NGC, PCGS, ННРМедали, награды до 1917, знаки, жетоны России Подарочные и коллекционные наборыБоны России 1769-2024. Боны в слабах PMG, PCGS, Знакъ, PGАнтиквариат Литература по коллекционированию. Книги и каталоги Мюнцкабинеты для монет, боксы для монет в слабах, коробки, футляры, альбомы для монет, холдеры для монет

 Нумизматический клуб "Старая Монета" - победитель в номинации "За продвижение нумизматики в сети интернет".   Сайт "Старая Монета" - знак высокой степени вовлеченности и лояльности пользователей по данным Яндекса