Реклама. Рекламодатель ИП Багичев Р.Р. ИНН 504903094924.

Реклама. Рекламодатель: ИП Зольников Дмитрий Владимирович ИНН 772900240228.
   


Реклама. Рекламодатель: ООО «Инновационные интернет платформы» ИНН 7721330248.
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
Гедлингер и Дмитриев
 
неизданный Рубль 1736 года работы Гедлингера

Об одном из лотов предстоящего аукциона «Sincona».

Среди российских серебряных монет XVIII века особое место занимает рубль 1736 года императрицы Анны Иоанновны работы знаменитого шведского медальера Иоганна Карла Гедлингера. Этот рубль известен не только высочайшей редкостью, но и своей, особенной и многогранной, историей. И прекрасным потомством. Но… обо всём по порядку.

Анна, племянница великого царя Петра Алексеевича и дочь его брата-соправителя Ивана волей царственного дядюшки 31 октября11Здесь и далее – по принятому тогда в России Юлианскому календарю 1710 года была выдана замуж за герцога Курляндского Фридриха-Вильгельма, но очень скоро – всего через два месяца – овдовела и вернулась к матери в Петербург. Через полтора года вдовая Герцогиня Курляндская и Семигалийская по приказу самодержца вновь отправилась в столицу  своего домена Митаву (сейчас – г. Елгава в Латвии), где и прожила вдали от Петербурга почти восемнадцать лет.

После неожиданной смерти юного императора Петра Второго, согласно пункту восьмому Тестамента императрицы Екатерины (Первой) от апреля 1727 года, гласившему: «…Ежели великий князь22Пётр Алексеевич – с 1727 года император Пётр II. без наследников преставитьца, то имеет по нём (право наследования) цесаревна Анна (Петровна) со своими десцендентами33Потомками, по ней цесаревна Елизавета и ея десценденты...», 19 января 1730 года законным наследником престола оказался младенец Карл Пётр Ульрих, принц Голштинский44С декабря 1761 года – российский император Пётр III.. Верховный тайный совет в 1727 году признал Тестамент Екатерины, но в январскую ночь 1730 года этот же Совет, состоявший из наиболее влиятельных русских аристократов, решил забыть про завещание покойной Императрицы, и по инициативе князя Дмитрия Голицына, на царство была призвана вдовствующая курляндская герцогиня Анна, более других претендентов устраивавшая членов тайного совета.

Смена царствования, естественно, повлекла за собой и смену портрета на банковой монете. Вот тут-то и возникли первые проблемы. Новая императрица не отличалась внешней изысканностью. По описанию испанского дипломата герцога де Лириа, «…Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у неё более мужское, нежели женское….», что делало очень непростым делом создание привлекательного царственного портрета для миллионов монет, доносивших высочайший облик до верноподданных…. Напомню, что всевозможных СМИ, и, тем паче, телевидения, в те годы просто не было, и монеты были фактически единственными проводниками державного образа в народ. Главным медальером Московского Красного монетного двора в то время был немец Антон Шульц, работавший в России с последних лет царствования Петра Первого, бывший автором штемпелей петербургских рублей великого императора, а также портретных монет двух последующих правлений. Надо сказать, что выполнить столь сложную задачу Шульцу не удалось – портреты его работы, чеканившиеся на рублях до 1734 года, отличались портретным сходством, иной раз граничащим с грубостью, но никак не красотой и не изяществом. Анна Иоанновна, как и всякая другая женщина, придавала большое значение своему изображению, в том числе, разумеется, и на выпускавшихся огромными тиражами монетах, и её не могло устраивать резкое, хотя и правдивое, изображения своей персоны. Собственно говоря, от Шульца и не ожидали создания чего-то особенного, – лучшие годы медальера были явно позади, и ещё в 1732 году руководитель Монетной канцелярии Головин писал, что «…оный и сам состояния слабого и трудиться никогда не хочет, только что больше в пьянстве находится….». Но… «за неимением гербовой пишем на простой» – портретам Шульца замены пока не было. Только в 1734 году изготовление нового варианта портрета Императрицы доверили Ивану Васильеву11Авторство установлено М. М. Максимовым, создавшему несколько довольно схожих портретов, один из которых был помечен литерой «В» в обрезе рукава. Этот тип васильевского рубля с небольшими изменениями и с полным написанием титула («САМОДЕРЖИЦА» вместо сокращенного на монетах 1734 года «САМОДЕРЖ.») массово чеканился включительно до 1737 года. Но и этот портрет не удовлетворял запросы Ея Величества – достаточно сказать, что на современном нумизматическом жаргоне этот тип называется не иначе, как «Ведьма». Наверное, даже комментировать не нужно….

Наконец, в 1735 году в Россию приезжает знаменитый шведский медальер Гедлингер….

Тут необходимо немного отвлечься и рассказать об этом замечательном мастере. Иоганн Карл Гедлингер, один из лучших представителей европейского медальерного искусства XVIII века, работавший на крупнейших монетных дворах Европы и выполнявший частные заказы европейских монархов, оставил беспрецедентный след в европейском и российском монетном деле. Работа Гедлингера была замечена ещё Петром Первым в 1717 году при посещении им Парижского монетного двора. Императору очень понравились работы знаменитого медальера, и он пригласил его на русскую службу, однако мастер не принял предложения. Позже, в 1730 году, сама Анна Иоанновна вновь пригласила Гедлингера, предложив ему 4000 золотых дукатов годового жалования и премиальные, но метр вновь ответил отказом. И только пять лет спустя, после личной просьбы Императрицы шведскому королю Фредерику, у которого Гедлингер работал в то время, мастер согласился на двухгодичный контракт. Гедлингер прожил в России всего два года, но позже выполнил ещё несколько заказов для Российской Империи. Учениками Гедлингера в России были Лукьян Дмитриев и Иван Лефкен, также оставившие немалый след в российском медальерном искусстве.

Главной работой маэстро в России было создание ставшего каноническим портрета Анны Иоанновны и изготовление комплектов штемпелей для чеканки серебряного рубля. Задачу, оказавшуюся не по силам Шульцу и Васильеву, Гедлингер решил виртуозно. Нужно быть истинным художником, чтобы столь грубой натуре придать красоту и некоторую даже элегантность, не покривив при этом против правды. Но не даром девизом великого медальера были слова «NE DISSIMVLA NE LVSIMGA», что означает «Не скрывает и не льстит». Удачным оказался не только портрет Императрицы, но и гербовый орёл, который, хотя и мало применялся на монетах собственно аннинского периода, но не однажды ещё использовался в российской монетной чеканке. Последними монетами с гедлингеровским орлом были медные монеты 1810 года Екатеринбургского монетного двора и серебряные монеты 1807 – 1810 годов.

После отъезда Гедлингера из России, его штемпеля в 1737 году успешно копировал в Москве русский мастер Лукьян Дмитриев, причём, по мнению многих специалистов, его работы даже несколько превосходили оригинал11Не случайно вскоре после этого Лукьян Дмитриев был награждён и получил звание мастера-гравёра.. С сентября 1737 года, когда штемпелями Гедлингера было «…напечатано рублевиков 2761 рубль…», а штемпелями Дмитриева – 257000 рублей, согласно указу от 18 августа, в рисунок были внесены изменения. В частности, вновь было велено полностью писать титул Императрицы «САМОДЕРЖИЦА ВСЕРОССИЙСКАЯ» вместо сокращенного до «САМОДЕРЖ. ВСЕРОСС.» на гедлингеровских. Одновременно был изменён и рисунок гербового орла. Чеканка этими штемпелями продолжалась в Москве до конца правления Анны Иоанновны в 1740 году.

Гедлингеровские рубли чеканились в Петербурге на импровизированном монетном дворе в палатах князя Прозоровского, поскольку штатный монетный двор, находившийся в Трубецком бастионе Петропавловской крепости, в то время не функционировал. Интересной особенностью этих монет было и то, что это была первая чеканка монеты из отечественного серебра. Дело в том, что в России до XVIII века промышленной добычи серебра практически не было, и почти весь драгоценный металл ввозился из-за границы. Для чеканки же в палатах Прозоровского использовалось серебро, добытое в количестве нескольких пудов на острове Медвежий. Этим количеством и обусловлены крайне незначительный тираж рублей Гедлингера и их высокая редкость.

В 1738 году возобновил работу Санкт-Петербургский монетный двор. Монеты, выпущенные в Петербурге, чеканились несколько изменёнными штемпелями, авторство которых, предположительно, принадлежит Ивану Лефкену, хотя некоторые исследователи11Рандольф Зандер. считают, что и они были резаны Дмитриевым.

До настоящего времени было известно три комплекта штемпелей гедлингеровского рубля. Два из них были описаны ещё в каталоге Великого князя Георгия Михайловича. Оба эти варианта имеют точки после «…ВСЕРОСС.» на аверсе и между словами «МОНЕТА» и «РУБЛЬ» на реверсе, и отличаются между собой рисунком украшений платья на лицевой стороне и расположением легенды относительно гербового орла на оборотной. В середине 1990-х годов Василием Васильевичем Уздениковым был обнаружен третий вариант, не имеющий точек в указанных местах, и также отличающийся от двух первых расположением надписей относительно основного изображения на обеих сторонах. Этот рубль в настоящее время известен только в одном экземпляре22В коллекции Дмитрия Ушакова..

На предстоящем осенью 2015 года аукционе «Sincona» будет представлен четвёртый, ранее не публиковавшийся вариант знаменитого рубля, имеющий значительные штемпельные отличия от всех трёх, известных ранее, в чём легко убедиться при сравнении фрагментов изображений. Совершенно очевидно, что этот уникальный и неопубликованный ранее вариант рубля работы Иоганна Карла Гедлингера будет подлинной сенсацией предстоящего нумизматического праздника.

Ярослав Адрианов
г. Пермь. 22 марта 2015.

Литература:

1. Великий князь Георгий Михайлович. «Монеты царствования Императрицы Анны Иоанновны». СПБ. 1901.
2. В. В. Уздеников. «Монеты России 1700 – 1917 гг.». М. 2004.
3. М. М. Максимов. «Очерк о серебре». М. Недра. 1974.
4. М. М. Максимов. «Медальер Иван Васильев». Сборник «Советский коллекционер» №13. 1975.
5. Дмитрий Максимов. «Рубль Гедлингера». Журнал «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования» №4. 2002.
6. Рандольф Зандер. «Серебряные рубли и ефимки романовской России». Киев. 1998.
7. Александр Басок. «Рубли Елизаветы». Журнал «Петербургский коллекционер» №2 (88). 2015.
"Кем был Леонид Седерман?" (статья-плагиат Баска А.)
 
[COLOR=#FF0000]Тема со статьей-плагиатом перенесена в раздел "Плохие люди", так как статья в значительной степени состоит из материалов, опубликованными ранее другими источниками и написанными другими авторами. В статье также отсутствуют ссылки, как на оригинальные источники, так и на авторов, что нарушает их права.[/COLOR]


Кем был Леонид Сёдерман?
Некоторые форумчане спросили меня рассказать что я знаю о Сёдерманне. Думаю это будт интересно более широкому кругу.

В моих общениях, в особенности с молодыми коллекционерами русских монет в последние год, пол года, я обнаружил что большинство из них не имеет даже малейшего представления о том, кем был Леонид Сёдерманн. Подождите, подождите почему я написал Сёдерманн а не Седерманн и не Содерманн? Кем же он был этот загадочный человек по фамилии Södermann? В Финляндии, а потом в Швейцарии он жил под именно этой фамилией, но очень хорошо говорил и писал по-русски и подписывался под письмами на русском языке Леонид Сергеевич Седерманн. Он был очень замкнутым человеком и вся его личность всегда была окружена ареалом загадочности и эта загадочность всегда создавала благодатную почву для предположений, слухов и мифов о нём.

В середине 80х годов в Журнале Русского Нумизматического Общества Рандолф Зандер рассказывал как в 1964 году в Нью Йорке, куда Сёдерман приехал на конгресс Интернациональной Ассоциации Профессиональных Нумизматов (IAPN) он встречался с Сёдерманном и менялся редкими монетами. За пробный портретный рубль предложенный Зандеру Сёдерманн взял набор пробных никелевых монет 1911 года купленный на распродаже коллекции египетского Короля Фарука. Рандолф очень хотел тот пробный рубль и прекрасно понимал что Сёдерманн имеет бОльшее преимущество в этом обмене.


Сёдерманн был членом IAPN, что уже само по себе достижение. Чтобы стать членом этой организации необходимо помимо безупречной репутации сначала быть реккомендованным к членству тремя действующими членами, преимущественно из разных стран, и если реккомендация не вызывает возражений со стороны членов, то кандидатура идёт на выборы и должна набрать 66% голосов «за». Все воздержавшиеся считаются как голос «против». У Сёдерманна в Хельсинки был магазин, который назывался Coins and Medals, Ltd и он в начале 60х был членом этой организации. По мнению Зандера Сёдерманн был больше коллекционером чем дилером и можду его коллекцией и инвенторией его магазина у Сёдерманна было самое лучшее собрание русских монет вне Эрмитажа.

Ходило много слухов о Сёдерманне, не знаю какие из них были правдой, а какие мифом, он сам был очень скрытным человеком и ничего никому не рассказывал. Я с Зандером незадолго до его смерти встречался и мы провели очень приятных несколько часов обсуждая всех и вся. Зандер думал что Сёдерман до революции жил в Петербурге и происходил, так же как и бывший оффицер русской армии Густаф Маннергейм из финских шведов и именно поэтому уехал в Финляндию после революции. То что он сам подписывался Седерман, вполне характерно для бывшего гражданина России где очень часто в документах буква «ё» заменяется на «е». И с нумизматикой у Сёдермана была связь давняя и прочная. По рассказам Брекке женой Сёдермана была дальняя родственница Ильина. Никто точно всей истории не знал, как никто точно не знал и обстоятельств его проблем и последующего развода с его новой страной Финляндией. Зандер повторил мне тоже самое что он писал и в статье что Сёдерман был нелюдимом, трудным в общении и тем более в сделке и производил впечатление крепкого орешка.


По известным данным, но неизвестным причинам финские власти попросили Сёдермана покинуть страну и разрешили ему забрать всё своё имущество включая монеты. Именно монеты были причиной трений, но почему и как не знал никто. Было даже предположение что Сёдерман был советским шпионом. Из всех стран он выбрал уехать в Швейцарию и там жил до конца своих дней. Очень многие ведущие аукционные дома Европы с конца 60х годов постоянно время от времени предлагали на продажу его монеты. Все монеты продавались анонимно и никаких привязок к имени Сёдермана не содержали. Одним из таких аукционных домов был Schweizerischer Bankverein (SBV). Запомните это название, его дети появятся позже в моём рассказе. Некоторые из этих продаж, например аукцион Банка Лой стали знаковыми каталогами на русские монеты. О том что монеты в аукционных продажах принадлежали Сёдерману мы часто просто догадывались или вычисляли это по имеющимся обрывкам информации.

От Арефьева я знаю что Сёдерманн ему предлагал ПОЛНЫЙ набор Георгия Михайловича, включая неопубликованные таблицы для монет Петра, но сделка затянулась и он продал этот набор в Спинкс в Лондоне. Не многие музеи, а тем более частные люди могут похвастатся обладанием этого раритета. Я знаю также достоверно что в начале 70х Сёдерманн продал американскому дилеру по банкнотам Тэду Улу две самых редких бонны русской Америки, 10 и 25 рублей. По слухам он за них получил $10,000. Также ходили слухи и также неподтвержённо что у Сёдерманна была шикарная коллекция русского серебра и другого антиквариата.


На какое-то время о монетах Сёдерманна нумизматы забыли, но вот уже несколько аукционов подряд его монеты предлагаются внуком SBV, Sincona-ой. После объединения SBV с UBS нумизматический отдел SBV работал как нумизматический отдел UBS, а потом отделился от банка и стал Sincona. Думайте что хотите, но и большинство работников и закрома Синконы остались теми же что и были у SBV и UBS. Врядли Синкона будет давать в накладной ссылку на коллекцию Сёдерманна, но учитывая все признаки принадлежности монет к этой коллекции, даже непрямая ассоциация с этим выдающимся нумизматом и его коллекцией это уже огромный плюс для любой даже и без того прекрасной монете.


Как много прекрсных светил русской нумизматики авторов важных незаменимых трудов по русской нумизматике: Зандер, Брекке, Диво и многие другие знали Сёдермана и вели с ним дела. Как говорится нету дыма без огня и хоть бОльшая часть сведений о Сёдермани была и остаётся в тайне, то что он был личностью неординарной и заслуживающей уважения вне всяких сомнений и если бы монеты из его коллекции могли рассказать свои истории, ох как интересно было бы их послушать.
Автор Александр Басок, Чикаго, США.
[ Закрыто] Синкона, нумизматические аукционы "Sincona-Collection"
 
Ещё фото
[ Закрыто] Синкона, нумизматические аукционы "Sincona-Collection"
 

Обзор разновидностей рубля 1844 года СПб-КБ
linkpusher » 22 янв 2014, 18:21

Скрытая редкость

Речь пойдёт о лоте 1042 части 1 аукциона 7 «Sincona» – о разновидности рубля 1844 года Санкт-Петербургского монетного двора.

Впервые разновидности этого рубля были полностью описаны ещё в каталоге Христиана Христиановича Гиля и Алексея Алексеевича Ильина «Русские монеты, чеканенные с 1801 по 1904 год», вышедшего в Санкт-Петербурге в 1904 году, причём ни одной из них не была присвоена цена, отличная от номинальной – то есть все четыре варианта авторы считали рядовыми часто встречающимися монетами.



1. Аверс образца 1834 года (аверс II по моему каталогу «Серебряные монеты Российской Империи» издания 2010 года), отличительной чертой которого является (применительно к рассматриваемому случаю) изогнутая нижняя наклонная гаста буквы «К» в слове «ЗОЛОТНИКА» и реверс образца 1843 года (вариант «Ж» по вышеупомянутому каталогу), характеризующийся (здесь) малой короной и открытыми четвёрками в дате. (Биткин №204; отличия по аверсу рублей 1844 в каталоге В. В. Биткина ошибочно не рассматриваются, а все петербургские рубли 1844 года описаны только с аверсом 1844 – 1846 годов. Юсупов - №2 по изданию 1999 года «Монеты Российской Империи. Альбом-каталог». Северин #3455 по изданию 2001 года на русском языке).



2. Аверс образца 1834 года (аверс II), и реверс образца 1844 года (вариант «К» по вышеупомянутому каталогу), характеризующийся (здесь) большой короной и закрытыми четвёрками в дате. (Биткин №205. См. выделенное курсивом в описании варианта 1. Юсупов - №4. Северин #345 8) .



3. Аверс образца 1844 года (аверс VI по вышеупомянутому каталогу), отличительной чертой которого является прямая нижняя наклонная гаста буквы «К» в слове «ЗОЛОТНИКА» и реверс образца 1843 года (вариант «Ж»). (Биткин №204, Юсупов - №1. Северин #3456).



4. Аверс образца 1844 года (аверс VI), и реверс образца 1844 года (вариант «К»). (Биткин №205. Юсупов - №3. Северин #3457).

Как же упомянутые авторы оценивают разновидности петербургских рублей 1844 года? Как было сказано выше, Гиль и Ильин не считали редкой – т.е. достойной оценки выше номинала – ни одну из разновидностей. Северин почему-то выделяет только один из вариантов #3458, хотя он по встречаемости лишь немного уступает самому простому #3457. Биткин и Юсупов выделяют оценкой рубли с открытыми четвёрками (Ж), причём если Юсупов оценивает более редкие варианты одинаково и всего в полтора раза выше обыкновенного, то Биткин считает их в 2,5…3 раза дороже, что более соответствует реальному положению вещей, но без привязки к варианту аверса.

Если же учитывать сочетание лицевой и оборотной сторон, то вдруг выясняется, что одна из разновидностей (VI/Ж - №3 по приведённому списку разновидностей) встречается во много раз реже всех остальных. За полтора десятка лет пристального изучения серебряных монет этого (1832 – 1858 годов) типа, просмотрев визуально и на фотографиях в Интернете несколько сотен петербургских рублей 1844 года, я не только не имею его в коллекции (все остальные варианты давно лежат в коллекции и не вызывают никаких эмоций, кроме досады, ибо их компания до сих пор не полна… …это всё равно, что играть в преферанс с «болваном»), не только ни разу не держал его в руках, но даже ни разу не встретил его изображения в Интернете. И лишь однажды изображение такого рубля мне прислал один из коллег, тоже много лет интересующийся этим вопросом. Этим рублём оказался…. Рубль с 7-го аукциона Sincona, послуживший поводом для написания этой статьи.

Ярослав Адрианов.
среда, 15 января 2014 г.Мой обменник. Мой "магазинчик".
linkpusher
Интересные статьи на сайте "Монеты и медали", Дурные деньги несчастного императора.
 
Позорище для МиМа




Кто-нибудь ходил по этой ссылке и читал статью? А то кажется, что мне одному не повезло и за месяц никто ее не прочитал. Я думал, что новый автор – не Лаврук, не KOOT – Basilio, Хочет сказать новое слово, значит старые слова читать не надо? Уж этот пробный рубль оскомину набил, а для автора статьи про Иоанна Антоновича открытие, что Иоанн Антонович с Синконы и из Дублетов - четыре совершенно разных человека. Неужели картинки лень посмотреть: Антоныч из Дублетов – с клеймом Гуттен-Чапского, а с Синконы – без него. Статью после этого до конца дочитать расхотелось и лучше вовсе забыть – может там ляпы на ляпе и ляпом погоняют? Ладно если статья передрана откуда-то, главное чтобы передрали без ошибок. А тут автор – писатель, не читатель. Статьи на своем сайте даже Лаврук не читает?


http://numismat.ru/blog.shtml?id=388
Настоящий Нумизмат, Кто это??
 
Иногда ругающиеся нумизматы напоминают детей лейтенанта Шмидта из Ильфа и Петрова.
Страницы: 1

© 2005-2024. Все права защищены. Пользовательское соглашение



Реклама. Рекламодатель: ООО «Нумизматическая фирма Русское Наследие» ИНН 7707344055.



  Маркетъ-плейсъ СМ:

● Монеты России до 1917 ● Монеты РСФСР, СССР 1918-1991, монеты Новой России с 1992 ● Медали, награды до 1917, знаки, жетоны России ● Подарочные и коллекционные наборы монет и медалей ●  Боны ● Антиквариат ● Литература по коллекционированию. Книги и каталоги ● Аксессуары для хранения и работы с коллекцией ●