Колонизация будущей территории Парагвая испанцами началась в 1528 году с основания ими форта Санта-Эспирита. Девять лет спустя закладывается город Асунсьон, впоследствии ставший столицей страны. С 1542 года Парагвай является частью вице-королевства Перу. В течение последующих десятилетий испанцы прочно закрепляются на занятых территориях, чему немало способствовали монахи-иезуиты, развернувшие здесь бурную деятельность в начале XVII столетия. Причём, если в отечественной исторической литературе иезуитов принято ругать (часто вполне справедливо), то в случае с Парагваем их роль следует признать положительной. Так, уже к 1617 году Парагвай получает права автономии в составе вице-королевства Перу и при этом, непосредственное руководство жизнью колонии было возложено именно на членов Ордена, которые не только активно христианизировали местное индейское население, но и весьма эффективно решали текущие бытовые вопросы, а, кроме того, учили колонистов грамоте. Более того, именно иезуиты создают из индейцев отряды самообороны с целью противодействия португальцам, совершавшим набеги из Бразилии для захвата рабов. Иезуиты создают и возглавляют, так называемые, редукции – обособленные друг от друга индейские поселения, находящиеся на полном самообеспечении. При этом, членами местного самоуправления становятся и сами индейцы. Экономическая деятельность редукций была весьма эффективной, благодаря чему иезуиты стали пользоваться всемерной поддержкой со стороны индейского населения. В 1726 году они даже добились от короля Испании передачи своих поселений из ведения парагвайского губернатора в ведение губернатора Ла-Платы, находившегося далеко от Парагвая и фактически не контролировавшего новые административно подчинённые ему земли. Однако подобная самостоятельность не могла продолжаться бесконечно: в 1750 году Испания подписала с Португалией договор о передаче в ведение последней 7 иезуитских поселений. Иезуиты воспротивились этому и в 1754 году подняли индейцев на вооружённую борьбу против испанцев и португальцев. Этот кровопролитный конфликт, длившийся 4 года, вошёл в историю под названием Войны Гуарани и завершившийся победой колонизаторов. В результате, в 1759 году Португалия запретила деятельность Ордена Иезуитов на территории метрополии и своих колоний; испанским же иезуитам повезло: вскоре после окончания Войны Гуарани между Испанией и Португалией вспыхнул вооружённый конфликт, в котором иезуиты активно поддержали испанцев, оказавшись в результате в стане победителей. При таких условиях об упразднении их деятельности на территории испанских колоний речь уже не шла. Тем не менее, в 1768 году деятельность Ордена была запрещена и испанцами, после чего иезуиты были изгнаны с территории Парагвая.
В 1776 году Парагвай включается в состав только что образованного вице-королевства Рио-де-Ла-Плата со столицей в Буэнос-Айресе и пребывал в качестве составной его части до 1811 года, когда вице-королевство объявило о своей независимости. Парагвайцы не пожелали и далее пребывать в составе Рио-де-Ла-Платы и отделились от мятежников, образовав собственное государство. В последующие десятилетия парагвайцам, в общем, удавалось избежать болезни частой смены президентов, столь характерной для их латиноамериканских соседей; сперва власть удерживалась в руках хунты, затем консулов, а с 1814 по 1840 год – верховного диктатора Хосе Гаспара Родригеса де Франсия. Правда, в 1840 году к власти вновь пришла хунта и в течение последующего полугода в стране сменились четверо правителей, однако в марте 1841 года к власти пришёл дуумвират консулов, Карлоса Антонио Лопеса и Мариано Роке Алонсо, который правил в течение 3 лет, после чего в марте 1844 года Лопес стал президентом страны и единолично управлял ею в течение последующих 18 лет. В этот период предпринимаются усилия по индустриализации и модернизации Парагвая, результатом которых стали рост экономики и (увы), самомнения парагвайцев. В 1862 году новым президентом Парагвая стал Франсиско Солано Лопес, сын предыдущего президента, Карлоса Антонио Лопеса. Он продолжил политику отца по развитию промышленности, особенно, в сфере вооружений. В результате, к 1864 году Парагвай располагал не очень большой, но прекрасно вооружённой и хорошо вымуштрованной армией. В это время на территорию союзной Республики Уругвай вторглись бразильские войска. Парагвайцы не имели общей границы с Уругваем и обратились к правительству Аргентины с просьбой пропустить через её территорию парагвайские войска. Аргентинцы отказались удовлетворить просьбу и в 1865 году президент Франсиско Солано Лопес объявил им войну. Однако к этому времени к власти в Уругвае пришли сторонники союза с Бразилией – в результате Парагвай оказался в состоянии войны с Бразилией, Аргентиной и Уругваем одновременно. Численность его вооружённых сил составляла всего 38000 человек, ещё 22000 человек находились в резерве.
На первом этапе войны, получившей название Парагвайской, войскам Лопеса сопутствовал успех благодаря их лучшей выучке и более современному вооружению. Однако постепенно стал сказываться большой численный перевес бразильско-аргентино-уругвайской армии и уже весной 1866 года военные действия были перенесены на парагвайскую территорию. Война складывалась для Парагвая неблагоприятно, людские ресурсы исчерпывались и уже к 1869 году в армию стали призывать детей и подростков. Так, в битве при Акоста-Нью в августе 1869 года в составе шеститысячного парагвайского войска сражались не менее 3500 детей в возрасте от 9 до 15 лет, причём, для того, чтобы как-то дезориентировать противника, им краской были нарисованы усы. Не удивительно, что парагвайцы были жестоко разбиты, потеряв убитыми, раненными и пленными не менее 3500 человек, то есть, более половины армии. Но и после этого президент Лопес не сложил оружия, а с отрядом верных ему людей продолжал борьбу, пока 1 марта 1870 года не был настигнут превосходящими силами бразильцев. В последующем бою президент Лопес пал смертью храбрых; последними его словами были слова «я умираю за Родину». С его гибелью завершилась долгая и кровопролитная Парагвайская война. Потери страны были колоссальными: в боях погибло 90% мужского населения, причём в живых осталось всего 28000 мужчин, преимущественно старческого и детского возраста. Новое правительство было вынуждено официально разрешить многожёнство, но и эта чрезвычайная мера не особенно помогла в восстановлении численности населения, которая вернулась к довоенным показателям лишь к началу 40-х годов ХХ века. Наряду с людскими, Парагвай понёс и потери территориальные, лишившись около половины своих земель. Более того, Аргентина планировала ликвидировать независимое парагвайское государство, поделив его пополам с Бразилией, но последняя, будучи заинтересована в наличии буфера, отделяющего её от сильного соседа, настояла на сохранении независимости Парагвая, пусть и лишившегося половины своей территории. В последующие десятилетия страна медленно оправлялась от последствий катастрофически неудачной для неё войны. На смену дерзким, но харизматичным Лопесам пришли часто сменяющие друг друга президенты; например, в период с 1902 по 1912 год у кормила власти последовательно стояли аж 11 президентов, что явно не способствовало росту политической стабильности. В целом, можно признать, что вся первая половина ХХ века, вплоть до прихода к власти в 1954 году президента Альфредо Стресснера, представляла собою чехарду из часто сменявших друг друга правительств.
Ну, а теперь остановимся на истории денежного обращения Парагвая. В колониальный период парагвайцы не имели собственной валюты, с успехом используя испанские колониальные монеты, преимущественно, чеканившиеся на монетном дворе в Потоси (Боливия). С обретением независимости от Испании, а затем и от Рио-де-Ла-Платы, в обращении продолжали использоваться колониальные монеты, отчеканенные при испанцах, а также монеты новообразованных соседних государств. 28 ноября 1842 года был принят закон о чеканке собственных монет, однако первый их выпуск состоялся лишь в 1845 году – в обращение поступили медные монеты номиналом 1/12 реала, увидевшие свет на монетном дворе английского города Бирмингем. В том же году монетный двор Асунсьона относительно небольшим тиражом выпустил аналогичные монеты. В виду инфляции, в 1847-48 годах для них был установлен официальный курс, равный 1/24 реала, то есть, монеты эти девальвировались вдвое. С 1 марта 1847 года Национальное казначейство начинает выпускать банкноты, ставшие первыми бумажными деньгами, обращавшимися на территории Парагвая. В 1867 году, когда значительная часть страны уже была оккупирована бразильско-аргентинскими войсками, президент Франсиско Солано Лопес осуществил эмиссию золотых монет достоинством 4 песо, однако в обращение они практически не поступили. В это время основную часть денежной массы составляли банкноты оккупантов – Бразилии, Уругвая и Аргентины, кроме того, свободно обращались и английские фунты. В 1870 году, с окончанием Парагвайской войны, новое правительство проводит денежную реформу. Отныне валютой страны становится песо, равный 100 сентесимо. При этом в течение ещё примерно года продолжали выпускаться банкноты, номинированные в реалах. В том же, 1870 году в обращение поступили новые монеты в 1, 2 и 4 сентесимо, причём, если первые два номинала были отчеканены в Бирмингеме, то 4 сентесимо производились одновременно двумя монетными дворами – бирмингемским и асунсьонским. Тем не менее, уже в 1874 году в качестве разменной монеты сентесимо был заменён сентаво (отныне парагвайский песо равнялся 100 сентаво), однако до 1900 года сентаво выпускались лишь в виде банкнот. Следующий тираж монет состоялся лишь в 1889 году, когда в обращение поступили серебряные песо, изготовленные из серебра 900-й пробы. Наконец, в 1900 году увидели свет медно-никелевые монеты номиналом 10 и 20 сентаво, однако в последующие десятилетия выпуск монет осуществлялся нерегулярно, что можно проиллюстрировать следующим образом: - 1903 год: 5, 10 и 20 сентаво - 1908 год: 5, 10 и 20 сентаво - 1925 год: 50 сентаво, 1 и 2 песо - 1938 год: 1 и 2 песо - 1939 год: 5 и 10 песо Наряду с национальной валютой, в Парагвае официально обращался и аргентинский песо, курс между которыми в 1894 году был установлен 1 к 1. 5 октября 1943 года был принят декрет, объявивший о введении новой валюты – гуарани, равного 100 сентимо. Обмен осуществлялся в соотношении 100 песо за 1 гуарани. При этом на старые купюры, номинированные в песо, были надпечатаны новые номиналы в гуарани и таким образом они ещё в течение некоторого времени продолжали приниматься в качестве законных платёжных средств.
С этого времени чеканка монет стала чуть более регулярной: - 1944 год: 1, 5, 10, 25 и 50 сентимо - 1947 год: 5 и 10 сентимо - 1948 год: 1 и 25 сентимо - 1950 год: 1 сентимо - 1951 год: 25 и 50 сентимо - 1953 год: 10, 15, 25 и 50 сентимо Затем последовал долгий перерыв, когда выпускались лишь коммеморативные серебряные и золотые монеты, фактически не предназначавшиеся для обращения. Первой из них стали 300 гуарани 1968 года, посвящённые очередной победе президента Альфреда Стресснера на очередных же «демократических» выборах. Лишь в 1975 году началась чеканка монет достоинством 1 гуарани и выше, предназначавшихся для повсеместного хождения.
4 сентесимо 1870 года, медь, масса - 19,74 грамма, диаметр - 35 мм, толщина - 2,75 мм, тираж неизвестен. Бирмингемский монетный двор (Великобритания). Единственный выпуск.
20 сентаво 1903 года, медно-никелевый сплав, масса - 4 грамма, диаметр - 21,35 мм, толщина - 1,4 мм, тираж - 750000 экземпляров. Аргентинский монетный двор. Чеканились в 1900 и 1903 годах. В обращении до 5 октября 1943 года.
50 сентаво 1925 года, медно-никелевый сплав, масса - 2 грамма, диаметр - 17,2 мм, толщина - 1,2 мм, тираж - 4000000 экземпляров. Монетный двор Huguenin Freres, Ле-Локль, Швейцария. Единственный выпуск. В обращении до 5 октября 1943 года.
1 песо 1925 года, медно-никелевый сплав, масса - 3 грамма, диаметр - 19,2 мм, толщина - 1,3 мм, тираж - 3500000 экземпляров. Монетный двор Huguenin Freres, Ле-Локль, Швейцария. Единственный выпуск. В обращении до 5 октября 1943 года.
1 песо 1938 года, алюминий, масса - 1,2 грамма, диаметр - 19,5 мм, толщина - 1,7 мм, тираж неизвестен. Монетный двор Huguenin Freres, Ле-Локль, Швейцария. Единственный выпуск. В обращении до 5 октября 1943 года.
2 песо 1938 года, алюминий, масса - 1,8 грамма, диаметр - 22,35 мм, толщина - 1,9 мм, тираж неизвестен. Монетный двор Huguenin Freres, Ле-Локль, Швейцария. Единственный выпуск. В обращении до 5 октября 1943 года.
5 песо 1939 года, медно-никелевый сплав, масса - 6 граммов, диаметр - 25,35 мм, толщина - 1,65 мм, тираж - 4000000 экземпляров. Монетный двор Huguenin Freres, Ле-Локль, Швейцария. Единственный выпуск. В обращении до 5 октября 1943 года.
10 песо 1939 года, медно-никелевый сплав, масса - 8 граммов, диаметр - 28,5 мм, толщина - 1,65 мм, тираж - 4000000 экземпляров. Монетный двор Huguenin Freres, Ле-Локль, Швейцария. Единственный выпуск. В обращении до 5 октября 1943 года.
1 сентимо 1950 года, алюминиево-бронзовый сплав, масса - 2 грамма, диаметр - 17,5 мм, толщина - 1,2 мм, тираж - 1096000 экземпляров. Монетный двор Huguenin Freres, Ле-Локль, Швейцария. Чеканились в 1944, 1948 и 1950 годах.
15 сентимо 1953 года, алюминиево-бронзовый сплав, масса - 3,8 грамма, диаметр - 21 мм, толщина - 1,6 мм, тираж - 5000000 экземпляров. Британский Королевский монетный двор. Единственный выпуск. Девиз на аверсе: "мир и справедливость".
25 сентимо 1953 года, алюминиево-бронзовый сплав, масса - 5,2 грамма, диаметр - 23,1 мм, толщина - 1,85 мм, тираж - 2000000 экземпляров. Британский Королевский монетный двор. Единственный выпуск.
50 сентимо 1953 года, алюминиево-бронзовый сплав, масса - 6,8 грамма, диаметр - 25,1 мм, толщина - 2 мм, тираж - 2000000 экземпляров. Британский Королевский монетный двор. Единственный выпуск.
Спасибо за познавательные темы))) У меня в Парагвае была такая история: путешествовали компанией по Южной Америке и после посещения водопада Игуассу пересекли границу Бразилии и Парагвая с целью посетить столицу. По дороге заехали в обычную придорожную кафешку и заказали говядину по-аргентински. Надо отметить, что приготовленное мясо превзошло все ожидания!!! Так вкусно мы не ели даже в Аргентине!!! Но не об этом рассказ... На просьбу наменять мелочь на сувениры, продавец открыл кассовый шкафчик и достал мешочек монет. Не помню, за сколько купили весь мешочек (не больше 5 долларов в пересчёте на местную валюту), но когда мы высыпали её на стол и стали раскладывать на кучки разного номинала, то, помимо местных монет и прочих латиноамериканских, в куче наскребли около 12-14 евро и 5-6 ам.долларов. ...мелочь, а приятно... товарищ, который выменял этот мешочек, подарил нам по несколько монет Южной Америки... , оставив себе бонусом евро и доллары)))
2 песо 1925 года, медно-никелевый сплав, масса - 4 грамма, диаметр - 22,2 мм, толщина - 1,4 мм, тираж - 2500000 экземпляров. Монетный двор Huguenin Freres, Ле-Локль (Швейцария). Единственный выпуск. В обращении до 5 октября 1943 года.
50 сентаво 1938 года, алюминий, масса - 0,85 грамма, диаметр - 17,4 мм, толщина - 1,6 мм, тираж - 400000 экземпляров. Монетный двор Huguenin Freres, Ле-Локль (Швейцария). Единственный выпуск. В обращении до 5 октября 1943 года.
10 сентимо 1953 года, алюминиево-бронзовый сплав, масса - 3 грамма, диаметр - 19 мм, толщина - 1,5 мм, тираж - 5000000 экземпляров. Британский Королевский монетный двор. Единственный выпуск. Девиз на аверсе: "мир и справедливость".
1 гуарани 1988 года, нержавеющая сталь, масса - 3 грамма, диаметр - 18 мм, толщина - 1,8 мм, тираж - 15000000 экземпляров. "ФАО". Чеканились в 1978, 1980, 1984, 1986 и 1988 годах.
10 сентаво 1900 года, медно-никелевый сплав, масса - 3 грамма, диаметр - 19,35 мм, толщина - 1,3 мм, тираж - 500000 экземпляров. Монетный двор Аргентины (Буэнос-Айрес). Чеканились в 1900 и 1903 годах. В обращении до 5 октября 1943 года.
5 сентимо 1947 года, алюминиево-бронзовый сплав, масса - 3 грамма, диаметр - 19,45 мм, толщина - 1,45 мм, тираж - 2195000 экземпляров. Чеканились в 1944 и 1947 годах.
10 сентимо 1947 года, алюминиево-бронзовый сплав, масса - 4 грамма, диаметр - 21,45 мм, толщина - 1,6 мм, тираж - 6656000 экземпляров. Монетный двор "Huguenin Freres" (г. Ле-Локль, Швейцария). Чеканились в 1944 и 1947 годах.
Томич пишет: 10 сентаво 1900 года, медно-никелевый сплав, масса - 3 грамма, диаметр - 19,35 мм, толщина - 1,3 мм, тираж - 500000 экземпляров. Монетный двор Аргентины (Буэнос-Айрес). Чеканились в 1900 и 1903 годах. В обращении до 5 октября 1943 года.
Дополню двугривенным 1903 года. Не самая частая монета.
50 сентимо 1951 года, алюминиево-бронзовый сплав, масса - 6 граммов, диаметр - 25,4 мм, толщина - 1,8 мм, тираж - 2892500 экземпляров. Монетный двор "Huguenin Freres" (г. Ле-Локль, Швейцария). Чеканились в 1944 и 1951 годах. В обращении до 1966 года.