Если работу резчиков рассматривать как медальерное искусство, то приоритет за мастерами греческой школы, имхо. Римляне (римские граждане) вообще этим не занимались до эдикта Каракаллы, и все шедевры ранней империи как правило это работа резчиков - этнических греков. С традициями, уходящими еще во времена эллинизма, если не ранее.
Проголосовал за "Я не коллектю антику, но мне она интересна", все направления античной нумисмы интересны и "шедевральны", считаю большой глупостью сравнивать, пустая трата сил, времени и нервов(ИМХО)
Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.
На мой взгляд, между греческими и римскими монетами та же разница, как между российскими рублями 18 и 19 века. Или между талерами 17 и 19 века. Вроде и красивые, но не греют душу. У греков какая-то особая аура, что ли.
Rabbit2 пишет: между российскими рублями 18 и 19 века
а мне по-дилетантски более поздние нравятся Насчет греков соглашусь, что душевнее. Галочки поставил за Грецию и Рим. Но с Римом и Грецией более-менее всё понятно. Интересно послушать "боспорцев" или "византийцев" как представителей более экзотических, что ли, направлений
Само собой проголосил за Греков, но, как ни странно дальше будет про Римлян. Они же ближе к нам, как по времени, так и по информации по ним. Их монеты, хоть и уступают, на мой взгляд, по красоте Греческим, но, они для меня интересны больше исторической составляющей, чем эстетической. И первая античная монета была у меня монета Рима, фоллис Константина и сейчас они есть. Как же можно Античнику не иметь хоть пару Республиканских денариев, денарии таких известных исторических персонажей как Цезарь, Октавиан, Нерон, Калигула, Веспасиан, Траян? Ну и пару ауреев и сестерциев для общей картины, конечно не помешает. Но, для меня это всё. Они есть и хорошо, но сильного пиитета к ним не испытываю и не любуюсь постоянно, в отличии от Греческих "ирисок". По поводу Боспора. Есть конечно и их несколько монет и тетра Митридата VI у меня со временем будет, но, думаю на этом всё. Хотя кто знает Ну а пока, пока я полностью приверженец Греческого направления
Приветствую всех гостей клуба. В нумизматике я можно сказать недавно, с 2011 года, если быть точным. Именно в этом году купил свой первый каталог по Имперской монете. И тут началось. Постепенно приобщился к допетровской чешуе, и начал медленно погружаться вглубь веков! Лично мне хочется иметь в своей коллекции, так сказать хорошую подборку Восточной Римской Империи, от Константина Великого до падения Константинополя. Считаю это тысячелетие черезвычайно интересным временем. Боспорское царство мне так же интересно, не менее Византии. Во первых это действительно глубь веков! А во вторых это древнейшее царство, находившееся на территории нашей страны! Боспор, Византия и удельные княжества Руси- это мой космос! С уважением.
Ну, два золотых боспорских статера из Пантикапея с сатиром и грифоном одни из самых красивых и дорогих. Один с сатиром в профиль, другой - в три четверти. А тот, что в три четверти, один раз на CNG Тритоне 2013 в Нью-Йорке в отеле Уолдорф-Астория за три миллиона и 800 тысяч долларов ушел. Там, правда, история некрасивая, вроде, была. Подпитый сыночек какого-то арабского шейха до этой суммы доторговался. А потом папа денег не дал, и продажа монета не состоялась. Правда, была и другая версия, дескать, монета эта ворованная была, а потому сделка не состоялась. За правдоподобность этих историй не ручаюсь, слухи только передаю. Дальнейшая судьба этого сатира в три четверти неизвестна. Тем не менее, известны другие случаи проходов этого сатира. Не за почти 4 миллиона долларов, конечно, но за 600 тысяч и даже за больше, чем миллион долларов. Так что эти два золотых сатира из Боспора хорошую конкуренцию оставшейся Греции составляют. У меня вопрос однако есть. Я знаю, что в России Боспор выделяют отдельным направлением. Но дело в том, что на Западе (в Европе и США) Боспор идет под направлением той же Греции. И я, кстати, склоняюсь к этому мнению. Боспорское царство рождено на основе греческих колоний, нумизматика (с неким местным колоритом, конечно), в принципе, та же греческая. С таким же успехом можно, допустим, греческие колонии в Южной Италии и Сицилии тоже выделить в отдельную ветку. Тем более, Карфаген и карфагенские колонии в Сицилии и Южной Италии. Но они-то идут тоже под греческим направлением. Так что тут много условностей. Потому как, если выделять Боспор, то надо выделять и Карфаген, да и киликийские города с сатрапами, типа Тарса, тоже. Они вообще в то время в состав царства Ахеменидов входили, то есть, в Персию. А как насчет финикийских монет? Того же шекеля из Библа? Получается, что тогда и Финикию надо выделять в отдельное направление.
rjkz1968 пишет: и тетра Митридата VI у меня со временем будет, но, думаю на этом всё.
Евпатор - он ведь боспорец по "совместительству", так сказать. А так классический понтиец, а это серьезная школа в медальерном искусстве. Артур как-то показывал аверс одной понтийской тетры: <#0> Комментарии наверное излишни.
На самом деле многие собирают темы, которые им близки по месту проживания и/или по духу. Кто-то ближе к азиатской культуре и собирает более Парфию или Согдиаду с Бактрией - все же районы были частично на территории бывшего СССР. Коллеги из Краснодарского края и Крыма само-собой неравнодушны к Боспору и Херсонесу. Кто-то интересуется в основном военной историей и фанатично собирает Рим. Еще заметил, что Рим собирают люди, которые любят изучать монетные системы, вес монет, номиналы, рацио металлов римских монет, кто перед сном перечитывает эдикты Диоклетиана и Констанция. Для меня ближе фрако-македонский дух, угадываю в их лицах славянские черты так сказать. Как раз Македония-Пеония-Иллирия как наиболее вероятная прародина славян. Да и сами греки выделяли две эпохи и называли их эпохами македонян - это эпоха до Фидия, и эпоха начиная с Филиппа II и АМ. Есть античники, которые в реальной жизни прям до фанатизма любят всякую живность, и монеты они собирают с живностью. У кого-то античность ассоциируется со сказкой, в детстве кто-то увидел во сне Ахелоя рогатого и спустя десятилетия на монете встретил. На самом деле чья-либо основная тема античной нумизматики часто может многое рассказать о коллекционере. Такая вот аллегория...
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Проголосую за Рим, не потому что "круче и красивее", а как римщик. Считаю все античные монеты красивы по своему, в каждом из направлений есть своя изюминка. Но если голосовать чисто за "красоту", то на первое место поставил бы Грецию...
Я выбрал "Другое". 27 лет назад начал с Рима, прошел через Грецию и остановился на подражаниях. Ну а если более широко - мне интересны, как я их называю, "монеты границы" - всевозможные выпуски с приграничных территорий Ойкумены. Понятно, что это в основном подражания. Что касается темы опроса - не вижу смысла сравнивать Рим и Грецию. Ну это как блондинок и брюнеток сравнивать - это вопрос исключительно индивидуального вкуса и предпочтений. Тем более, что и в рамках каждого из направлений полно подтем, которые сложно сравнивать.
SGT пишет: Что касается темы опроса - не вижу смысла сравнивать Рим и Грецию. Ну это как блондинок и брюнеток сравнивать - это вопрос исключительно индивидуального вкуса и предпочтений.
Зачастую собрание формируется на основе одной-двух ПЕРВЫХ античных монеток. Они могут быть неказистые, но тема у их владельца в большинстве случаев уже предопределена...
SGT пишет: Я выбрал "Другое". 27 лет назад начал с Рима, прошел через Грецию и остановился на подражаниях. Ну а если более широко - мне интересны, как я их называю, "монеты границы" - всевозможные выпуски с приграничных территорий Ойкумены. Понятно, что это в основном подражания. Что касается темы опроса - не вижу смысла сравнивать Рим и Грецию. Ну это как блондинок и брюнеток сравнивать - это вопрос исключительно индивидуального вкуса и предпочтений. Тем более, что и в рамках каждого из направлений полно подтем, которые сложно сравнивать.
К сожалению не могу изменить название ветки не "сбросив" при этом результаты опроса. А так Вы правы, наверно надо было задать по другому: Какое из направлений больше нравится и почему?
SGT пишет: Что касается темы опроса - не вижу смысла сравнивать Рим и Грецию. Ну это как блондинок и брюнеток сравнивать - это вопрос исключительно индивидуального вкуса и предпочтений.
Зачастую собрание формируется на основе одной-двух ПЕРВЫХ античных монеток. Они могут быть неказистые, но тема у их владельца в большинстве случаев уже предопределена...
Не факт. Мои первые античные были асс Веспасиана и несколько очень слабых денариев. А в итоге Рим забросил. Сейчас интерес вызывают только некоторые республиканские денарии с редкими мифологическими персонажами.
Чутка пофилософствую. Не сравниваю, просто рассуждаю: Имперский Рим в большинстве своем портреты людей. Уже нет там природной божественной сущности, всяких рогов, крыльев, выражений лица аля "только из воды вышел" и т.п. Там реальные люди. Как сказал один античник: "не собираю всяких обезьян (людей)". Даже в Риме конца 3-го и 4-й век - десятки образов в шлемах, разных шапках, с разворотами, но это все уже люди. Бактрийские тетры тоже уже люди. Да, там красивейшая слоновая шапка, но видно что в ней уже обычный смертный и тип монеты не стал таким легендарным, чтобы чеканиться столетие. А скажем монетный тип АМ, Филиппа II, Лисимаха, пергамцев, Антиоха I - это монеты легенды, чтобы один тип монет чеканился столько времени как ихние, когда такое в истории было? Разве что персидские сикли и дарики да афинские совы. Ввели все эти типы цари (афинские тетры не в счет, хотя их тоже ввел дюже "крутой перец"), которые впервые возомнили себя богами, основатели нового мира и т.п. Даже если там на монетах после Фила II и лица людей, то они замаскированы под богов и часто своими величественными взглядами готовы дырку в планшете просверлить. Римские монеты по-моему не могут похвастаться такими божественными ликами, там просто фотореализм. Ну да что же говорить, когда один царь царей захватывет мир, и у него все полководцы тоже будущие цари основатели - так и античные авторы описывают, сам этот факт уже впечатляет. Такими героями стали, что переплюнули величайших участников троянских войн. У персов тоже так было. Пошел великий царь и с ним мощные сатрапы, каждый из которых сам был царем. Классические греки же более уверовали в природу, героизма в их монетах мало, там дионисийские культы, сатиры, виноград и живность. А мощные классические греческие полисы - это суть ли не римская геральдика. А архаика и ранняя классика - это вообще секта со своими хитроумными потусторонними иноземными сюжетами. По сути тут сравнивать нечего, стоит просто проанализировать историю изменения искусства, которое в точности отражалось на монетах. Сравнивать монеты АМ и римские имперские денарии это то же самое, что сравнивать тетры АМ с гектами и статерми Кизика, на которых всякие крылатые пачвары. Антику скорее можно просто разделить на десяток-другой узких тем. Часто эти темы друг с другом не будут смотреться, НО все вместе они будут смотреться, будет показательный прогресс или деградация. Ну и хорошо, когда всего по чуть-чуть, но тогда меньше шансов представить какую-то особую тему во всей красе, придется тогда по планшетами разбивать. А то я если себе к диадохам положу тетру Аканфа, то картина испортится, она там будет вообще не в тему, но ясное дело тетра Аканфа по красоте и крутизне может "уделать" очень многие вещи.
И вообще, факт, раскладка в планшете - это особое дело. Можно монеты так разложить, что смотреть не захочется. Это такой инь-янь, что не дай бог. Я вообще не завидую тем, у кого много монет.... замучаешься сортировать. Мы в своих планшетах как художники античными монетами пишем картину, и один мазок не в том месте может многое испортить. Хотя, можно все смешать и разложить хаотично - как ни странно, самый простой и возможно самый смачный вид будет. Вспоминаю чью-то форумную фотку, когда человек собрал на тему "лошадь" и "всадник" монеты начиная с Греции и Рима и заканчивая современными, потом все смешал и получилось очень интересно. В общем, главное идея!
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Замечу еще, что манипулировать термином "портретный реализм" применительно только к Риму очень не верно, ибо просто греческий реализм часто недоступен, а его на самом деле не меньше чем в Риме. Вот такие вот греческие вещи многое скажут:
Такой терминатор на монете, что уже по изображению начинаешь уважать и бояться этого человека. Но стоит сказать главное - римляне, греки и македонцы - думается совершенно разные люди и выглядели совершенно по-разному. Это чуть ли не то же самое, что сравнивать разные расы людей. Римляне конечно выглядели более похожими на современных людей.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
В целом согласен и поддерживаю, единственное, что мне совершенно чуждо - это тема раскладок. Для меня важна именно отдельная конкретная монета, сама по себе. Только так и могу её полноценно воспринимать. В любой раскладке они "гасят" друг друга. Но это моё личное отношение...
Дык Греция круче, Греция победит. Споры бесполезны, и я проголосовал за Грецию. Мне очень нравится архаика Магна Греции и Малой Азии, особенно "Лев на ковре", ранняя классика всей Греции. Позднюю классику (за исключением сицилийских монет) и эллинизм не люблю и не понимаю, но это дело вкуса. Зато собираю преимущественно Римскую Республику - вот такой парадокс. Пока не соберу нужную тему с целостной картиной собрания, не переключусь на Магна Грецию более плотно.
SGT пишет: В целом согласен и поддерживаю, единственное, что мне совершенно чуждо - это тема раскладок. Для меня важна именно отдельная конкретная монета, сама по себе. Только так и могу её полноценно воспринимать. В любой раскладке они "гасят" друг друга. Но это моё личное отношение...
Вы сейчас почти процитировали еще одного моего знакомого античника, с которым я постоянно при встрече обсуждаю сей момент, и когда дело доходит до раскладки его коллекции, то все же монеты парами, пары тоже парами и в итоге картина. Кучка гект, кучка драхм, кучка тучка, в которой три кучки. Еще рисунки всякие тоже хороши, в центре тетра, вокруг гекточки и т.п., или в форме запятой разложить. Одни монеты дополняют друг друга. Ну не зря же Вы два подражания АМ показали, значит они вместе, дополняют друг друга. Насчет "гасят" - я думаю это случай, когда есть одиночные явные контрасты не по теме или выделяется что-то по сохрану, или что-то выделяется по номиналу, или когда в планшете есть приоритетные вещи и все в планшете построено аля по кастам. Тот случай, когда тетра Аканфа или афинская тетра не ляжет только к одним тетрам диадохов. Или я было положил к тетрам диадохов красивый номос Тарента или красивый Рим, ну классные вещи положил к тетрам, мне он очень нравился и тарент и Рим, но тетры их "загасили" - и таких примеров у меня самого хватало. Но я не жалею, ибо то что было "загашено" пошло в будущие тетры. А если бы Тарент или Рим остался, то он лишил бы меня какой-о очередной любимой тетры. В общем, тут уже ситуация, что если есть что-то, что больше нравится, то ради этого приносятся жертвы из более простых вещей. А т.к. я себе поставил цель собрать во всей красе одну узкую тему, то с моими финансовыми возможностями я не могу отвлекаться на тот же Тарент или Рим. Знакомый мне говорит, что собирать одни тетры скучно, что я лишаю себя шедевральных сюжетов на других монетах. Но, все не осилить. Но я лично оооочень рад тому факту, что свою любимую тему в нумизматике я могу осилить, т.е. могу осилить монеты, которые мне вообще больше всего нравятся. Ну мне реально стильные тетры АМ нравятся больше сицилийских декадрахм, такой я сумасшедший. А у кого-то ведь любимая тема кизикины статеры или сицилийские тетры и деки - тут уж осилить не каждый сможет, а если бы у меня так было, что мне больше всего нравилась бы такая тема, которую я бы не мог осилить, то я бы ей богу вообще не собирал бы монеты, очень я чувствительный к таким моментам. Или если тема, в которой лучшие вещи недоступны - такие темы я тоже даже не начну собирать. Благо в моей любимой теме лучшие по моему мнению вещи удалось достать, и слава богу. А так если бы мне больше всего нравился эллинизм времени 250-50 гг до н.э., то я бы "застрелился" от того факта, что нельзя положить тетру Ахея или Молона, или Фарнака I в лучшем стиле.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Эх, развели греческую "дедовщину". Скажем прямо, всякое настоящее античное искусство является пожалуй непревзойденным. На него опирались все последующие тысячелетия. А иначе этот красавец Постум начнет плакать:
Но мне моя тема нравится больше, чем этот Постум, так что я ОЧЕНЬ счастлив.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
SGT пишет: Вот это мой любимый аверс из вавилонских АМов. По-прежнему ищу в хорошем состоянии, именно этот штемпель...
Я тетры АМ в глубине души уже проклинаю, ибо это пожалуй единственный тип монет, который можно собирать до потери пульса. Уже образно думаю, что если соберу весь ранний эллинизм в тетрах, то не начну брать те же Таренты, пока не положу "последнюю" тетру АМ. Когда-то положил одного АМ, типа "закрыл дырку", потом решил к нему в пару совершенно другого стиля положить, потом понял, что там красивых и разных стилей много, правда почти все недоступны, но кое-как можно найти. Скажем прямо, только тех же вавилоснких тетр АМ я бы с удовольствием положил порядка пяти штук. А так жеж городов тьма, так что это утопия. Поэтому решил, что стоит подобрать хотя бы основные стили. Скажем на прижизненный Вавилон или Сузы аверсом очень похожи некоторые прижизненные Арадосы и мне показалось даже лучше. На Александрию и Мемфис очень похожи некоторые редкие посмертные тарсовские, и благо тарсовские лично мне нравятся больше египетских. Но подбираешь и по стилю аверсов, и по стилю реверсов. Зевсов там красивых и разных тоже ведь тьма. А для меня реверсы даже чуть-чуть важнее. Так что тетры АМ наверное являются беконечностью. У меня даже с тетрами Филиппа II есть максимальный рубеж - мне нравятся только пелловские и я прикинул, что максимум надо 8 тетр, все будут основных самых разных стилей.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Ну почему же? Есть и из не Греческих монет, те, от которых, я думаю, у любого античника дрогнет сердечко. И пусть портретное искусство здесь не шедеврально, зато как исторически занятно и это, скорей всего реальные портреты этих известных людей, живших за более чем 2000 лет до нас
Вот Цезарь
Вот убийца его, Брут
А вот известная всем Клеопатра со своим последним любовником Марком Антонием
SGT пишет: Вот это мой любимый аверс из вавилонских АМов. По-прежнему ищу в хорошем состоянии, именно этот штемпель...
Я тетры АМ в глубине души уже проклинаю, ибо это пожалуй единственный тип монет, который можно собирать до потери пульса. Уже образно думаю, что если соберу весь ранний эллинизм в тетрах, то не начну брать те же Таренты, пока не положу "последнюю" тетру АМ. Когда-то положил одного АМ, типа "закрыл дырку", потом решил к нему в пару совершенно другого стиля положить, потом понял, что там красивых и разных стилей много, правда почти все недоступны, но кое-как можно найти. Скажем прямо, только тех же вавилоснких тетр АМ я бы с удовольствием положил порядка пяти штук. А так жеж городов тьма, так что это утопия. Поэтому решил, что стоит подобрать хотя бы основные стили. Скажем на прижизненный Вавилон или Сузы аверсом очень похожи некоторые прижизненные Арадосы и мне показалось даже лучше. На Александрию и Мемфис очень похожи некоторые редкие посмертные тарсовские, и благо тарсовские лично мне нравятся больше египетских. Но подбираешь и по стилю аверсов, и по стилю реверсов. Зевсов там красивых и разных тоже ведь тьма. А для меня реверсы даже чуть-чуть важнее. Так что тетры АМ наверное являются беконечностью. У меня даже с тетрами Филиппа II есть максимальный рубеж - мне нравятся только пелловские и я прикинул, что максимум надо 8 тетр, все будут основных самых разных стилей.
Akrosas-Артур и остальные участники ветки. Большая просьба, что-бы было понятно о чём идёт речь не только спецам, постараться иллюстрировать свои посты теми монетами, о которых идёт речь! Думаю, что можно не только свои монеты
Я вообще не античник, хотя эти монеты мне очень нравятся. Всю жизнь занимался российскими и советскими монетами XVIII - ХХ веков, но антика зачаровывала... только понимание, что это совсем отдельная планета, и нельзя жить в двух вселенных сразу, удерживало меня от активных занятий древними монетами.
Сейчас коллекционировать российские монеты я уже почти перестал - успеть бы изучить уже собранное.... Вот и позволил себе недавно приобрести первую римскую монету. Точнее - не первую - у меня есть с десяток мелких римских медяков примерно 4 века н.э., штуки три византийских медных чашечек, какая-то мелкая монетка Херсонеса.... но это всё было как-то между делом, и я даже не вникал в случайно приобретённое. Да и выразительность у новоприобретённой монеты совсем на другом уровне. Не знаю, буду ли продолжать такие покупки, но тема мне, определённо, нравится.
Что касается вопроса "что лучше?"... Честно говоря, меня он просто поставил в тупик. Что лучше - сладкое или солёное? И то хорошо, и другое - когда к месту. В каждом типе и периоде античных (и не только!) монет своя эстетика. Нельзя сравнивать Микеланджело с Репиным или с Эль Греко.... Гойю с Верещагиным... Главное, чтобы в эту компанию не затесались "Чёрные квадраты" и иже с ними.
Так и в нумизматике. Только здесь, помимо эстетики, больше и ярче выражен ещё исторический подход, а из Истории нельзя выкинуть ни Калигулу, ни Цезаря, ни Петра Великого, ни, к сожалению, и Гитлера с горбачёвым....
Наверное, всё. Полагаю, мня поймут.
У всех гопников есть одно общее свойство – они принципиально не соблюдают законы – в том числе, установленными ими самими. (с)
Ярослав пишет: Что касается вопроса "что лучше?"... Честно говоря, меня он просто поставил в тупик. Что лучше - сладкое или солёное? И то хорошо, и другое - когда к месту. В каждом типе и периоде античных (и не только!) монет своя эстетика. Нельзя сравнивать Микеланджело с Репиным или с Эль Греко.... Гойю с Верещагиным... Главное, чтобы в эту компанию не затесались "Чёрные квадраты" и иже с ними.
Но если встает очень сложный выбор, то начинаешь сравнивать и несравнимое - это делается так: в какой теме или у какого художника меньше хлама и больше шедевров, тот и лучше. Мне нравятся и некоторые немецкие и итальянские художники, и передвижники. Что-то из Рафаэля, Рембранта, Микеланджело, Гольбейна и т.п. Но у них мне нравится не так и много чего. А вот у нашего родного всем известного Шишкина мне нравятся 100% работ, и вся его живопись, и рисунки, и даже эскизы. У Поленова тоже чуть ли не всё творчество нравится. А вот скажем Верещагин, Семирадский, В. Васнецов - у них мне нравится не так и много, но то что нравится все же является общепризнанными шедеврами. Так и в античности. В какой-то теме почти все монеты красивые, а в какой-то лишь 1% хорош. Ну вот скажем тетрадрахмы Филиппа II чеканки г. Пелла - там 95% штемпелей шедевры. А взять какого-нить царя 2-го века до н.э. - там уже среди тетр дай бог 5% штемпелей шедевральны, однако особы интерес найти именно эти 5%.
Цитата
Ярослав пишет: Так и в нумизматике. Только здесь, помимо эстетики, больше и ярче выражен ещё исторический подход, а из Истории нельзя выкинуть ни Калигулу, ни Цезаря, ни Петра Великого, ни, к сожалению, и Гитлера с горбачёвым....
Но при этом есть общепризнанный, даже самим Цезарем, Калигулой и Ганнибалом, лидер - Александр Великий. Однако АМ был бы никто без своих полководцев диадохов.
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Признаюсь, если начну собирать Рим, то асс Агриппы будет первым в плане. Это моя любимая римская монета и возможно любимый персонаж римской истории вообще, а после Агриппы больше всего уважаю Гнея Помпея. Уж если дойдет дело до Рима, то на ассе Агриппы я экономить не буду точно. Вообще, бывает возникает идея собрать морскую тему на монетах античности, а у Агриппы и Помпея как раз самые "морские" римские монеты. А очень люблю Постума, но его уже в лучшей красоте не осилить. А из чистой Республики больше всего нравится высокорельефный тип Л. Церкона с галерой в 3/4:
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Scipio пишет: декадрахмы Сиракуз двух знаменитых мастеров - высший пилотаж.
Игорь, хочешь расскажу что мне не нравится в сиракузских деках: под колесницей под чертой амуниция, как будто смотрю на чертеж. Далее, колесницы мне на монетах сами по себе не нравятся. Также мне было бы в разы больше по душе, если бы Аретуза была на весь кружок, а то пустое поле там занимают дельфинчики - это мастер халтурил по-моему. Люблю когда стороан монеты почти полностью занята основным монументальным изображением. А больше всего не нравится шея Аретузы - она прямая как колонна, никаких мышц не сделали, никаких волос на нее с прически не свисает. Лучше бы шея была под скосом 45 градусов. Пожалуй единственный штемпель с колесницей, котоырй мне нравится - на тетре сицилийского Панорма - тут колесница и Ника мощная, все монументально, пустого поля почти нет, все композиционно взаимосвязано. Но все равно стороны с Аретузой не по душе, не нравится мне такой образ.
Больше по душе женский образ с длинной прической, как у Афины на многих монетах или как у Коры на тетрах Агафокла:
И вдруг это искусство пришло в такой упадок, что чеканные работы уже ценятся по одной только их старинности и достоинство их состоит в том, чтобы чеканка была стерта от употребления до неузнаваемости изображения.
Очень нравятся сиракузкие деки и тетры, кои и собираю. Но прочел пост #36 и наконец понял: шея то у Аретузы действительно прямая и что еще хуже на ней нет мышц!!! Ужас! Наверное придется пересмотреть свои приоритеты, но пока отдам свой голос грекам.
vova 123 пишет: Для меня Боспор круче а остальное все мессембрия..
Цитата
kifam пишет: Боспор уникален! Не каждый поймет это!
Так расскажите, чем он уникален и чем он круче всех мессембрий?
Спрашиваю без всякого ехидства, тем более видел действительно красивые монеты. Если не ошибаюсь, эта монета тоже относиться к Боспору? Заодно напишите о ней поподробней?