О России начала 18 века, или как современные понятия о понятиях резчиков и штамповщиков,а также брюзжание по состоянию монеты соотносится с бытом того времени
Датский посланник в России в период с 1709 по 1712 год. Во время своего в России, Юль вел дневник, который позднее лег в основу книги. «Дилетант» публикует небольшой отрывок, посвященный русскому быту начала XVIII века
За городом мне случилось видеть, как русские пользуются своими банями. В тот день был сильный мороз, но они все-таки выбегали из бани на двор совершенно голые, красные, как вареные раки, и прямо прыгали в протекающую возле самой бани реку. Затем, прохладившись вдоволь, вбегали обратно в баню. Потом выходили опять на мороз и на ветер и, прежде чем одеться, долго еще играли и бегали нагишом. В баню они приносят березовые веники , которыми дерут, скребут и царапают друг другу тела, чтобы лучше проникала теплота и отворялись бы поры.
На всю страну у них только три лекаря. Лечат они ото всех болезней, и пользуют всех, и больных, и здоровых. Первый доктор — как раз русская баня. Второй — водка, которую пьют, как воду или пиво, почти все, кому позволяют средства. Третий лекарь — чеснок, который русские употребляют не только как приправу, но и прямо так. Едят они его сырым, в любое время дня. Вследствие этого от них исходит ужасный запах, и приезжающий сюда в первый раз человек, не привыкший к такой вони, совсем не в состоянии сидеть у них в комнате, особенно если там собралось многочисленное общество.
В России в простонародье девицы или желающие слыть за таковых заплетают себе волосы в одну косу и на конце ее носят красную шелковую кисть вроде тех, что у нас привешивают к голове лошадям. Так у них отличаю девушек от замужних женщин. При выходе замуж коса немедленно обрезается. Если же умер кто-то из близких родственников девушки, то она расплетает косу. В течение какого-то времени, в знак траура, она ходит исключительно с распущенным волосами.
Видел я, также, как русские хоронят своих мертвых. Есть у них кладбище с деревянною часовней. К часовне с одного конца пристроено нечто вроде навеса, какие в Дании делаются над крыльцами. Под навес этот ставят гроб с покойницею и открывают его крышку. Туда кладут образ Богоматери. Перед ним стоит священник с кадилом в правой руке и с книгою в левой; он читает и поет над телом покойницы, крестится и кланяется. За ним располагается псалмопевец, которого в России именуют дьяконом. Он тоже читает, поет, кланяется и часто крестится. Рядом со священником стоял старик. Он плакал, выл и сильно жалобился, ибо умерла его сестра. Когда священник и диакон закончили, старик взял из гроба образ Богоматери. Гроб закрыли и понесли к могиле, а брат покойницы шагал впереди с образом в руках. Когда тело было опущено в могилу, священник, взяв лопату, три раза посыпал на него земли, причем всякий раз осенял его крестным знамением. Это напоминало обряд, соблюдаемый при датских похоронах. После этого, в то время как присутствующие бросали на гроб землю, священник снял с себя ризу.
При проезде или проходе генералов у всех караулов били в барабан. Я, однако, заметил следующее различие: когда идет генерал-адмирал, бьют марш, когда проходит генерал-майор — две дроби. А если проезжает обер-комендант — одну дробь.
Сюда ввезли из Лифляндии большое количество ржи и всякого зерна, ибо всем окрестным поселениям, до половины расстояния между Нарвой и Ревелем, назначено было платить подать зерном. Следует отметить, что привезенная рожь была совсем желтая и мелкая вследствие сушки, которой она подвергается в Лифляндии, равно как и в России, Польше и Литве. Тамошние крестьяне сушат хлеб, едва привозят его с полей. Сушка производится так: хлеб раскладывается в печах рядами; под ним в разводится жаркий огонь, затем печные двери затворяются до тех пор, пока зерно от этого жара достаточно не высохнет. Просушенное таким образом зерно может сохраняться в течение многих лет, не подвергаясь порче. Молотится и мелится оно после этого с удивительной легкостью. А мука, получаемая из сушеного зерна, сохраняется очень долго.
Так как русские весьма любят свои храмы и ревностно оберегают их ото всякого святотатства, то, по их мнению, церковь оскверняется и чрез посещение лицами иных вероисповеданий. Однако запрещение иноверцам входить в храмы не так строго наблюдается с тех пор, как нынешний царь, ознакомившись с другими христианскими народами, увидал, что они не такие грубые язычники, каковыми в старину считали их русские.
25-го. У русских начался долгий пост, длящийся от нынешнего дня и до Рождества Христова и называемый Филиппово-Яковлевским. Нельзя есть не только мяса, но и всего с мясом связанного. То есть, молока, сыра, масла и яиц. Всякий должен, напротив, довольствоваться разными рыбными блюдами, всегда приправленными луком, чесноком, льняным, деревянным и ореховым маслом. Русские не только употребляют эту отвратительную пищу, но, к тому же, одеваются неопрятно и грязно. Большинство из них обходятся без белья и распространяют от себя такой скверный, запах, что прожив три-четыре дня в каком-либо помещении или комнате, окончательно и на долгое время заражают в них воздух. Иностранцам оставаться там категорически нельзя.
Перед образами, нарисованными на домах или воротах, русские всегда по многу раз кланяются и крестятся. Однако, кроме этих поклонов, и крестных знамений, со словами: «Господи, помилуй», русские так несведущи и тупы по части христианской веры, что у нас трехлетний ребенок, получивший хотя бы некоторое воспитание, имеет больше понятия о своей вере, чем большинство взрослых людей в России. Насколько я могу судить, из пяти человек едва ли один сумеет прочитать «Отче наш». А умеющий, молитву, может быть, и прочтет, да тут же забудет.
Как вижу, придётся мне постоять за Россию - Матушку и предпринять не большой ответный ход!
До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что вам показывали в фильмах и фэнтезийных романах. Правда - она гораздо менее... хм... благоуханна. Причем это относится не только к мрачному Средневековью. В воспеваемых эпохах Возрождения и Ренессанса принципиально ничего не изменилось.
К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота - грех, да и холодно - простудиться можно. Горячая же ванна нереальна - дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю - Святой Инквизиции - и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже - колесованием.
Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.
Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество "смердит аки дикий зверь". Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню слишком часто. Если в ХV - ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII - ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться - но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. В те смутные времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли "Божьими жемчужинами" и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки.
антика Кошмар! Срочно предъявите первоисточники, а то я подумаю, что вы начитались страшилок с каких нибудь порно-сайтов для извращенцев и любителей BDSM...
Если бы, позвольте осведомится, а что Вы собственно пытаетесь сказать этими дурацкими заметками каких то датчан и прочих Де Кюстинов, о России? Какая Она серая да отсталая? Ведь Вы уехали, Вы спаслись, живите и будьте счастливы! Почему, на форуме я (и другие многие) должны читать разную дрянь о своей Родине, которую выкладывает иммигрант?
Надоели эти выпады в духе "уехал и молчи". Хотите что по сути написать - милости просим, парируйте, убейте оппонента аргументами, завалите информацией.
На первый раз предупреждение. На второй - отправитесь к Матросику.
Ну, датчанин со своей колокльни почти всё правильно написал, чуток только загнул, да и то, наверное, по незнанию, поскольку русский вряд ли знал, а переводил кто-нибудь из ливонцев или поляков, а они ещё те русофилы. В ответ на обвинения в чесночном жратии и вследствие этого запахе можно ответить, что ведь и датчане пахли для русских малоприятно, поскольку лопали сырую рыбу, только знать поливала себя духами вёдрами. Ну, пили русские водку, европейцы тоже всякую скусность жрали, и сейчас не дураки надраться. Да все хороши, и тогда, и сейчас... каждый по-своему. Вот, к примеру, немцы - любят свой шоколад , а я терпеть эту их, хм..., продукцию, не могу . Свой образ жизни самым правильным считать не надо, и всем его навязывать, , вот тогда будем все вместе
Журнал Юста Юля был переведен на рус. яз в конце 19 века. Публиковался в Вестнике Европы (только в том, что касалось Петра) и как отдельная книга. В Лондоне был выпущен перевод с датского на англ. в (если не ошибаюсь) 1740-х годах. На датском и голландском языке оригинал начала 18 века можно купить что-то в районе 200 евро, на английском стоит подороже. В сети содержание записок можно почитать в онлайн библиотеке Восточная литература http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/JU.phtml?id=2068
"Если бы я имел в виду, — пишет Юль, — посредством печати сделать его достоянием всеобщим, то я, конечно, прибегнул бы к некоторой осторожности и выключил бы из него те места, в коих царь и его подданные рисуются в красках малопривлекательных”. Посланник полагает даже, что если бы дневник дошел до сведения Петра I, тот обязательно пожаловался бы датскому королю на автора, обвинив его в “намеренном посрамлении русской нации”. Сам же Юль твердо уверен в своей правоте: “Дневник этот, как сказано, я писал единственно во исполнение нарочитого всемилостивейшего приказания вашего королевского величества, а потому я и не колебался отмечать в нем как достойное , так и достойное похвалы: мне казалось непростительным скрывать от вашего королевского величества правду”.
Посланник должным образом оценивает свое произведение, не претендуя на роль создателя фундаментального исследования. “Я далек от мысли, — подчеркивает он, — выдавать настоящий дневник за полное описание России, ибо для подобного труда нужно бы основательное знание русского языка и многолетнее спокойное в этой стране. Могу только сказать одно, что я записал все, что мне было возможно записать, но при том записал лишь то, что я по вполне достоверным сведениям считал за истину”.
Нормально тогда у нас люди жили. Жалко только ,что крепостные были,поэтому и гордится для простого человека нечем в той истории,все достижения той России разбивается о рабство 99 процентов населения. Но люди были крепкие, мы же стали хилыми
Где ж Вы прочитали о рабстве 99% населения? У А.И. Герцена? Или Н.Г. Чернышевского, величайшего из зануд-писателей? Жили себе вполне неплохо крсетьяне чёрные, т.е. платившие подати (налоги) государству, и соотв. никаким частным лицам не принадлежавшие (лично свободные). Их много было на Русском Севере, на Юге, в Зап. Сибири, да много где. Попадались массивы чёрных земель и в центре. Часть, кстати, этих земель была секуляризирована у церкви правительством. В советские, между прочим, времена, был издан ряд исследований о, например, монастырских крестьянах в XVIII в. Не могу сказать, что приведённые сведения и документы вызвали у меня рыдания по поводу "бедолаг" и бурное негодование на "угнетателей". Разумеется, и в другую крайность нельзя впадать, считая, что всё было прекрасно.
Синадино,дорогой,вы вот почитайте,- даже Юль Если Бы "имел в виду",что он и написал в предисловии ,а уж вам сам бог велел! Я не обижаюсь ,так как понимаю,что вы не прочли подстрочник к теме,где я пытался объяснить свою позицию! То есть тогда жили в соответствии со своим временем,а сейчас собиратели выпячивают нижнюю губу,берут 60-кратную лупу и с недоверием оглядывают состояние монеты,соотносясь с МС-70 американского четвертака в пластике,который для таких особей и чеканят.Только этот парадокс я и хотел осве(я)тить.
Copperfield пишет: В советские, между прочим, времена, был издан ряд исследований о, например, монастырских крестьянах в XVIII в. Не могу сказать, что приведённые сведения и документы вызвали у меня рыдания по поводу "бедолаг" и бурное негодование на "угнетателей".
Вы не путаете? Монастырские крестьяне были самой низшей кастой, хуже чем положение крестьян на церковных землях не было ни у кого.
Тимофей, я НЕ путаю. Что значит самая низшая каста? В применении к крестьянству? Вы не путаете с холопством (как правовым положением)? Монастырь НИКОГДА не продавал крестьян, и соблюдал право Юрьева дня даже после его отмены. В голодные и неурожайные годы монастырь своих крестьян поддерживал всей своей мощью, кормил, давал работу, давал тягловый скот, семена. О том есть масса документов (не воспоминаний, записок, и придумок социал-либеральных историков, а именно документов - актов, разного рода грамот, и т.п.). Тягло монастырских крестьян часто бывало меньше, чем у свободных, чёрных - за счёт обельных грамот, разного рода иммунитетов и пр. И мон. крестьянин всегда мог пожаловаться на монастырь гос-ву - оно только и ждало, чтоб найти повод отрезать немного сала у разжиревших ... Добавлю - мон. крестьяне выступали, и часто, о чём свидетельствуют акты, грамоты, и в качестве истцов, и в качестве ответчиков как самостоятельные субъекты, т.е. имели личную свободу. Ну, и т.д. Вообще опубликовано много и документов разного времени, и исследований о крестьянстве - картина яркая и пёстрая. Маслом . Но, безусловно, следует согласиться с тем, что крепостное право было злом - этическим, экономическим, и пр.
Мы о каком периоде говорим? Я всегда считал, и как раз на основании прочитанных книг, что положение церковных крестьян в 18 веке было самым плачевным. Царицы получали пачками челобитные о переводе в государевы, так как среди крестьянства считалось, что государевы живут наиболее вольготно. Поборы с крестья в церковных землях были многократно тяжелее ввиду полного произвола церковников, экономические тяготы значительно серьезнее. По-моему в указе о секуляризации земель так и говорилось.
Ага, а как ещё подвести основание под секуляризацию? Я говорил о времени с XV по XVIII вв., до секуляризации. Гос-ву же доходы надо было получать с кого-то, а монастыри завладели такими огромными массивами земель, при всяческих жалованных грамотах в огромном количестве, что гос-во с них вообще не могло часто ничего получить, даже подвод для армии во время военных действий. Да, категорий крестьян было несколько - чёрные - т.е. платящие только гос-ву, удельные - лично свободные, податные великим князьям (тоже вроде как гос-нные), и дворцовые, тоже вроде как гос-нные, но платящие по Дворцовому ведомству.
Про предшествующие века я ничего определенного не скажу, так как интересовался именно веком 18. Даже соглашусь, что упоминание в Указе - не доказательство. Но тем не менее, еще раз повторю уверенное мнение, что у огромного пласта российского крестьянства, находящегося в церковной собственности, был серьезнейший интерес избавиться от церковной зависимости, и что положение церковного крестьянства было самым тяжелым во всей империи.
Взял в руки Василия Осиповича ,8-й том,с содержанием: - хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря... -крепостной вопрос накануне законодательного его возбуждения... -право и факт в истории крестьянского вопроса, -русский рубль 16-18 вв... -происхождение крепостного права в России -подушная подать и отмена холопства в России, и т.д.Буду изучать две недели у самого синего моря...
Вот открываем всякие монастырские хоз. документы: приправочные, копийные, переписные и пр. книги, ну и т.д., за 18 в. (перв. пол.). Читаем описи крестьянского имущества: в деревне, допустим, 10 дворов. На двор - как правило, приходится 1-2 коровы, 1-3 лошади, + мелкий рогатый, + нерогатый. Из 10 дворов только 1-2 - бобыльские - будут без чего-то, без лошади, или без коровы. Есть монография В. Буданова, по-моему, М., 1977 ? (если не ошибаюсь). Так и называется: Монастырские крестьяне в XVIII в. Я и не говорю, что им было легко, но по сравнению с помещичьими, вотчинными, им было гораздо легче.