"Записки Якоба Штелина" - интреснейший источник, многое сказанное им, особенно по периоду 1700-х - 1730-х годов в чем-то подтверждается другими источниками...
Что касается утверждения штемпелей медалей, то мне известны случаю изготовления проб, их утверждение Петром I, а затем изготовлением всего тиража.
О Мюллере - действительно подлинные штемпели использовались до 1720-х годов, какие-то из них уже к концу 1710-х годоов были разрушены, например, штемпели медали в честь Полтавской баталии. При помощи оставшихся делали свинцовые, гипсовые, медные оттиски...
Очень важно, на мой взгляд, что это воспоминания, именно современника. Человека, который принимал непосредственное участие в событиях тех лет. Был лично знаком не только с делопроизводством, но и с людьми принимающими решения, медальерами, коллекционерами и т.д. Удивительна скромность, и в то же время, глубокая убежденность в отстаивании собственной позиции. Ну и, конечно, любовь к делу.
kuban46 пишет: Любопытно, купил ли кто-нибудь книгу. Какие впечатления? С уважением.
На западе не нашел, зато в России, в системе алиб.ру, нашел огромное колличество. Заказал. Заодно узнал, что эта система уже работает на неплохом международном уровне - переписка (даже по аглицки, кому надо), платежи (WU), пересылка (книги изданные после 1963 года), и т.д. Надеюсь не cглазил, книги то еще не пришли.
Любопытно, попадалась ли кому-нибудь медаль елизаветинской серии, портрет которой подписан WAECHTER. Без инициалов. Если верить Штелину (написано убедительно), все-таки, И.Г.Вехтер первым вырезал портрет Елизаветы.
Мне за последний год попались на глаза две медали Елизаветы работы Вехтера. Они продавались на Болдвинах в прошлом году. Смешные какие-то. Бронзированый белый металл.
Очень хорошо, что Вы именно эти две медали выставили. Думаю, обратили внимание, что портреты на них разные. Более темный - Рождение Павла Петровича - Г.Х.Вехтер. По-светлее (с серьгой) - Восшествие на престол - подписан Вехтер, без инициалов. Было бы не логично, подписывать работу только фамилией, при наличии брата работающего по этой специальности, в этих же краях. Напротив, если ты один-единственный мастер, никаких противоречий нет. По Штелину, за несколько недель до кончины, Елизавете приподнесли долгожданные медали. Автор - И.Г.Вехтер. Было это за 10 лет до приезда младшего брата в Россию. Почему бы ему (И.Г.) свою работу, просто своей фамилией не подписать? Любопытно, что портрет с серьгой, по моему наблюдению, только с этим реверсом встречается. Портреты схожи, конечно. Может, старший брат с младшим струментом поделился?
С удовольствием читаю книгу Штелина. Сначала прочитал про медальерное искусство, ат теперь и на другие изящные искуства перешел. Рекомендую. Спасибо kuban46.
А насчет Вехтеров, может и помог старший брат, хотя мне его портрет с серьгой нравится больше.
Да, книга изумительная. Я о ней случайно у Соколова вычитал. Уже и соседи наши в курсе. Кстати, известно ли кому-нибудь, как продвигается работа С.П.Соколова над вторым томом (Сводный каталог русских медалей)? Будет ли он? Пытался связаться с редакцией - безрезультатно.
На мой взгляд, достаточно вольная копия работы Шульца. А ведь, по всей видимости, всего несколько лет спустя. С чем это, коллеги, может быть связано? С уважением.
Уважаемый Kurban46. Вы несколько ошибаетесь - это не вольная копия, а оригинал работы Осипа Калашникова. И изготовлен он не через несколько лет, а в 1728 году. Эта медаль одна из последних работ Калашникова до его заключения, связанного с продажей (передачей) инструмента с Монетного двора
Спасибо большое за коррекцию. Искал упоминание о медали Калашникова, не нашел. Решил, что резалась в период заключения, по выходу из строя штемпеля Шульца. : «В прошлом 1727 году впал я... в погрешение... за которое погрешение и приговорен был к смертной казни». Очень интересен Ваш источник информации. По Вашему мнению, Калашникову было поручено и доверено резать самостоятельный штемпель? А как же главный медальер Антон Шульц? С уважением.
Основным резчиком этих медалей был Шульц. Резал он коронационные медали Петра II, не только большого, но и малого формата. Тогда же резал штемпели и Осип Калашников. Сохранив общую композицию, он изготовил штемпели несколько отличавшиеся от работы Шульца. Если обратится к каталогу медалей, изданных М.Е. Дьяковым, то можно увидеть следующее: среди медалей, подписанных "ОК" есть работы очень близкие с портретом Петра II работы Шульца
Прошу прощения, не совсем моя тема, но интересно. Прошу прощения, если напутал. Думал, что работа Калашникова делана позже. Во всяком случае, уже после ареста... вроде даже здесь на Форуме, кто-то сообщал об этом. Сам сейчас глянул в "документы Бергколлегии", согласно им - на коронацию были только Шульца - Медынцова штемпеля.
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
Конечно, работы Калашникова очень близки к Шульцу. Я в этом, как раз, ключе и видел обсуждение. Видимо, регламент работы Калашникова допускал некоторую вольность. Самостоятельной работу не назвать. Может договоримся на "вольной копии"? С уважением
Exkursant это указ об отправлении в Москву штемпелей. Указ о чеканке коронационных медалей датирован 10 апреля 1728 года, он был помещен в полном собрании законов (№5260)
Обычно в указах того времени конкретно не говорилось о резчиках, кто будет делать инструмент. Иностранные мастеры обычно делали лицевые (портретные) стороны, русские - оборотные. Никакой расточительности в этом нет. Резали же одновременно Гуэн и Гаупт медали за Лесную и Полтаву
На моей медали Шульца видно, что штемпель "повело" (слева от портрета). Поэтому раньше считал Шульца оригиналом, а Калашникова копией. Но судя по тому, что есть и 64мм и 43мм медали, и Шульца и Калашникова, то возможно работали вместе.
Интересно было почитать документ в п.61., по поводу "гривенных медалей". Это о коронационных жетонах. Буду теперь их называть гривенными медалями.
Если сможете материал представить, почему бы и не сравнить? Просто, насколько я понял, уважаемый Kurban46 имеет доступ к обеим медалям. Сравнивать, буть то большие, или малые, не вижу никакой разницы... тема о копировании. Приемы-то работы одни и те же .
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
impcoins пишет: Да гривенная медаль - серебряные жетоны в честь коронации. Продобные были и на кончину Петра I, и на конорации Екатерины I и Петра II и т.д.
Но только в 18 веке, та как они были в весе и на кружке гривенника. В 19 веке вес жетона был намного выше гривенника. В свое время собрал все жетоны, кроме оригинальной "карусели" с серебре. Редкая штука!
impcoins пишет: Да гривенная медаль - серебряные жетоны в честь коронации. Продобные были и на кончину Петра I, и на конорации Екатерины I и Петра II и т.д.
Для полноты картины следует упомянуть,что соответствующие золотые жетоны 18 века изготовляли по весу "против червонца" (или дуката).
impcoins пишет: А относительно Калашникова - он был вполне профессиональный резчик, да еще и ученик Гуэна
Не сочтите за придирку... Осип Калашников абсолютный профессионал, резчик для тех времен "экстра класса". Ваше высказывание "вполне", в применение к ОК, требует обоснования. Его работы в 1727 году сравни работам Шульца. Простите за эмоции... за Державу обидно. ПС. даже то, что приговоренный к смерти в России, получил доступ к дальнейшей работе, есть признание его как мастера, со стороны власть имущих.
История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. О. Ключевский.
Утро доброе! Не смогу, к сожалению, с изображениями помочь. Фотограф из меня никудышный. У кого доступ есть, медаль Шульца с Кюнкера 172 (24 июня 2010), лот 7078. Там брал. На счет встречаемости, согласен с IgorS, малые коронационные Калашникова я тоже не встречал. Кстати, 66.5 по Дьякову (вторая большая коронационная Калашникова) тоже не попадалась. По О.Калашникову, полностью согласен. Очень значимый след и в медалистике, и в монетном деле.